В это трудно поверить, но прошло уже полгода как с нами нет Максима Анатольевича Шушарина, мецената и невероятного энтузиаста, благодаря которому весь мир узнал о том, что шахматы за Уралом не просто живы, но процветают… На протяжение 20 лет его кипучая энергия, инициатива объединяла, направляла и реализовала проекты, которые кому-то показались бы неосуществимой фантазией. А он претворял их в жизнь! При этом Шушарин никогда не кичился делами, не выпячивал собственную значимость и роль в них – он просто делал то, что считал нужным, не считаясь с расходами собственных времени и средств. Несмотря на то, что от его решений зависело буквально всё, нельзя было представить более скромного и незаметного человека. Нет, он совсем не стеснялся известности, просто считал, что не он здесь главный. Шахматы – важнее. И с его уходом Уральске шахматы не просто осиротели, а остановились, это шокировало, выбило из колеи пол России, а его коллеги просто не знали, что дальше делать без шефа.

Такие как Максим Шушарин появляются крайне редко и от того особенно ценны.

Сегодня в канун турнира по быстрым шахматам его памяти о блестящем организаторе и неординарном человеке, буквально сделавшем себя сам, вспоминает Дмитрий КРЯКВИН, гроссмейстер, который не раз принимал участие в ярких инициативах челябинца. – На самом деле сердце до сих пор обливается кровью, не верится, что его больше нет с нами, и про Максима Анатольевича приходится говорить в прошедшем времени. Однако память о таких людях не умирает, все те, кто принимал участие с турнирах для мужчин, а особенно женщин, организованных им, или выступали за команды, которые он выставлял на протяжение многих лет, будут всегда хранить о нем самую светлую память…

Я всегда задумывался о причинах, которые побуждали его к действиям: для чего ему это было нужно? Зачем тратить так много собственных денег. В этот момент в голове всегда появлялась какая божественная мысль, что Шушарин был… ниспослан нам небесами! Он был готов помогать буквально каждому в шахматном мире, творил свои чудеса и добрые дела просто так, не требуя от нас за это ничего взамен. Совершенно искренне любил эту игру, всё и всех, кто были с ней связаны. Я просто не находил этому объяснения.

Поэтому теперь, после его ухода, на всех нас лежит двойная ответственность. И пока мы помним Шушарина, пока помним все то добро, которое он делал для нас, частичка его света и доброты, будет продолжать жить в нас! А все мы – те, кто знал и любил Максима Анатольевича, должны будем каждый год встречаться на челябинской земле, и отдавать дань памяти и уважения этому замечательному шахматному меценату… Чтобы все то, во что он вкладывал свою душу, даже после его смерти могло жить и процветать.