Три месяца назад король скандала Ниманн получил приглашение от главного организатора Grand Slam Tour для участие в парижском этапе Freestyle Chess. Дотянув до последнего и вызвав откровенное негодование Бюттнера, он в итоге не вышел на старт. А теперь выиграл отбор на следующий этап серии. Ждать ли его в Лас-Вегасе?

Ниманн – удивительная фигура в шахматном мире. Парню едва исполнилось 22 года, тот самый момент, когда он может нести официальную уголовную ответственность в США, но… он успел собрать вокруг себя такое количество хейта, что сегодня шахматный мир строго делится на тех, которые откровенно обожают Ханса, желают ему скорее сокрушить ту самую «шахматную мафию» (для справки, не ФИДЕ), и тех, кто его так же искренне ненавидит. Чуть ли не каждое свое заявление или акцию Ханс старается уложить в некую, одному ему понятную цепочку – битвы с невидимым, но могущественным врагом, которую он ведет едва с самого начала своей шахматной карьеры.

Со стороны все это немного напоминает Фишера, который тоже был сторонником теорий заговора, только против главного гения шахматной Америки тогда замышляли бессовестные «советские», которые хотели сохранить свою гегемонию в шахматном мире. Но… когда проникаешься этой драмой, тут же понимаешь, что в истории Ниманна в сравнении с 11-м чемпионом мира не хватает одной, но главной, составляющей. Если Бобби мог всерьез говорить о себе как прямой и явной угрозе для шахматистов СССР, выигрывая практические все соревнования у себя дома и оказывая серьезную конкуренцию ведущим играм Союза, то Ханс такими ярко выраженными качествами, увы, в должной степени не обладает. Да, он без сомнения очень сильный гроссмейстер, который постоянно работает над собой, но от его роста (даже с поддержкой Крамника) пока никому не сносит крышу, а перспективы (в сравнении, хотя бы, с более молодыми парнями из Индии) не кажутся такими уж безупречными. Место в первой десятке и при удачном стечении обстоятельств, может быть, когда-то шанс на матч за корону, но… строить из себя миссию рано, а вернее – поздно. Надо быть Гукешем, чтобы в 16 лет взорвать олимпиаду, а уже в 18 стать чемпионом мира.

Ханс на это возражает: у него всё было бы точно так же, и еще круче, если бы ему только не мешали!

Главный вопрос – кто именно? Шахматная ли федерация США, зловредный ли chess.com, лично Магнус Карлсен? А второй главный вопрос – зачем? А кому мог помешать «правдоруб» Ниманн в качестве шахматного принца?!

Ответов нет. Такое чувство, что Ниманн, почувствовав, что не дотягивает в самом главном, уступает конкурентам в исторической гонке, намеренно избрал такую линию медийного поведения, которая при любом спортивном исходе ставила бы его на заметное для публики положение… Выиграл – «гений», «наследник Фишера», «лучший молодой шахматист мира и надежда Америки». Проиграл – «стал жертвой заговора» или «был обманут врагами». А любая конспирология только льет воду на мельницу его популярности. Скандальной или натуральной – без разницы.

Послушать его публичные заявления, ролики, правильные интервью – перед вами настоящий душка и милейший во всех отношениях человек, которому «не дают раскрыться». Узнаешь о его поведении к коллеги или организаторов, волосы встают дыбом от отсутствия логики, вздорности и тоннах предрассудков этого совсем еще молодого парня. Он сам того не ведая создает себе образ изгоя, а потом деланно удивляется, почему же его никто не любит?!

История с его молчаливым отказом от поездки в Париж на Freestyle Chess Grand Slam Tour – классика жанра.

В чем была суть, особая пикантность ситуации? В том, что Бюттнер, желая показать, кто в доме фристайлеров биг-босс, отчасти с пику Карлсену, который никогда не скрывал своего отношения к Ниманну, пригласил того по квоте организаторов на этап «шлема» с призовым фондом в $650,000. Мол, нечего изображать из себя недотрогу, у нас серьезная лавочка, и для дополнительной медийности не помешает позвать главного антагониста. Магнус только пожал на это плечами – пусть Будет, после финала Speed Chess в том же Париже, где он на голову разбил Ханса, у него не было причин опасаться американца, тем более, что речь шла не об обычных, а о шахматах Фишера.

Все уже начали потирать руки в предвкушении: а вдруг Ханс устроит трепку Магнусу? Но произошло нечто другое, в известной степени еще более громкое событие. Или нелепое. Ниманн просто пропал! То есть натурально пропал: не выходил на связь ни с техническим департаментом, ни с самим Бюттнером… Что в итоге с ним произошло, так и осталось тайной (откровенно мало кого интересующей!), как написал в своем возмущенном посте Ян-Хенрик, ему все равно, пусть он даже в афганском плену, нормальные взрослые люди так себя попросту не должны вести.

В качестве причины неявки американца (это и отказом-то не назовешь) все называли то, что по заявлениям людей из Freestyle Chess в Париже должны были применяться какие-то особые средства защиты от читеров, что могло бы выявить тайные способы связи Ниманна с электронными помощниками, что в планы Ханса не входило. Более того, в его изощренный мозг могла прийти мысль, что приглашение в Париж – это тайная акция с целью вывести его «на чистую воду», разоблачить и уничтожить в глазах мировой общественности, подтвердить опасения Карлсена, еще той, трехлетней давности истории, когда он после поражения от него моментально ретировался из Сент-Луиса. Он же гениально предвидел и предупредил заговор, и благодаря этому остался чист перед законом и совестью.

А то, что подозрительный отказ добавил лишнюю гирьку на весах тех, кто считает его читером, мало его волновал. Ниманн точно рыбка, выпрыгнул из воды, «обнулился», – и как ни в чем ни бывало, продолжил свою жизнь…

Всего-то неделей позже Парижа американец запросто вялился в Карлсруэ, где сыграл в Grenke Freestyle Chess, – и там был вынужден на повышенных общаться с Бюттнером и Ко… Тот откровенно не понял его демарша с неявкой, и хотел получить сатисфакцию. Как пошутил Грищук, смотревший на ситуацию со стороны, на кого вы поставили бы, случись им в тот момент выйти на ринг? Кстати, партнер Карлсена никак не прокомментировал ту перепалку.

Могло показаться даже, что тот конфликт подогрел амбиции Ниманна. Сразу за ним случился матч-реванш против Дубова, который требовал от него проверки на детекторе лжи, была назначена череда новых поединков, он открыл собственную игровую площадку, активно продвигая ее при каждом удобном случае… Начал без перерыва играть в сети, несколько раз деля победы с Карлсеном по вторникам на Chess.com, теперь же – выиграв отбор в Вегас.

Насколько сильно Ниманн играет в шахматы Фишера? В Карлсруэ он занял 34-е место, набрав 6 из 9, а в недавно опубликованном рейтинге «фристайлеров» имеет 2722, занимая высокую 15-ю строчку (у Карлсена в нем, правда, 2909). Он побеждал в одну из фишеровских пятниц на Chess.com, да и в других турнирах проявлял себя неплохо. У Ханса здесь и близко нет такого отрыва от остальных, как у Магнуса, но он, безусловно, конкурентоспособен.

Отбор к 4-му этапу Grand Slam Tour это убедительно доказал. Минуя швейцарку благодаря рейтинговым очкам, он сразу же начал с плей-офф, где последовательно прошел Сване – 2-0, Дин Лижэня – 1,5-0,5, Юй Янъи – 3-1, а уже в финале Лазавика – 2,5-2,5 (общий успех – благодаря ничьей черными в решающей партии в «армагеддоне»).

Ниманн проявил отвагу, смелость и решительность. Достаточно сказать, что он начал полуфинальный матч против Юй с поражения, и сначала по заказу отыгрался, а затем разгромил китайца в блиц. Да и с беларусом в финале от него потребовалась полная концентрация, после того как Денис перехватил инициативу в матче. Ханс вытерпел, и благополучно достиг тихой гавани, теперь самолично, без снисхождения, заработав билет в Grand Slam Tour.

Главный вопрос, который реально беспокоит – не было ли все это пустым сотрясением воздуха? Мол, доказал, что достоин встречи с лучшими из лучших, а играть все равно не будет! Надо спросить Бюттнера: не собирается ли он, как перед Парижем, объявлять, что он потратил миллиончик-другой на создание «идеальной системы по борьбе с читерами»? Если после этого Ниманн опять соскочит с крючка, обсуждать дальше будет нечего. А нет – мы можем увидеть нечто особенное. «Возвращение блудного сына» или что-то в этом роде, особенно если ему удастся взять в Вегасе по-настоящему высокое место, но еще лучше – поставить ножку Карлсену, а в идеале обыграть его!

Старт турнира намечен на 15 июля, а «контрольная точка» для того, чтобы понять, с нами Ниманн или нет, – дня за 2-3 до этого, когда Бюттнер проведет смотр кадров. Будущее Ханса снова в его руках. Не упустит ли он шанс?

Текст: Евгений Атаров
Фото: Chess.com