Сумеют ли шахматы стать кибер-спортом? В следующем году их включат в ESports World Cup!
Поделиться
Ссылка скопирована
26 дек 2024, 09:00
На днях «сладкая парочка» – Карлсен и Chess.com анонсировали, что они начинают программу сотрудничества с Esports World Cup Foundation, мировой лигой кибер-спорта, одним из ключевых пунктов которого будет включение шахмат в программу ESWC, что пройдет в Эр-Рияде будущим летом. Казалось, проходная новость, если… закрыть глаза на то, что чемпионат-2024 собрал больше 2000 игроков, которые разыграли $62,500,000 призовых!
Конечно, все мы где-то слышали об огромных призах в «Доте» и других компьютерных бродилках-стрелялках, но… едва ли вы в курсе, что кибер-индустрия за несколько последних лет разрослась до невероятных размеров, стала частью национальной программы развития такого далеко не бедного государства как Саудовская Аравия. Магнус всегда безошибочно чувствовал, где можно разжиться, но такого жирного куска ему до сих пор еще откусывать не доводилось. Если все получится, то саудиты с легкостью «подкинут» для шахматистов миллиончик-другой.
Но для начала, дайте разберемся, что вообще такое Esports World Cup? Откуда он взялся, сколько ему лет, сколько геймеров участвует в нем, сколько смотрит? Но, главное – действительно ли это какая-то «золотая жила»?
Если углубиться в историю, долгие годы Кубок мира по кибер-спорту ничего выдающегося из себя не представлял. Взяв свое начало в 2003 году, он состоял из нескольких этапов: отборочного, в котором принимали участие сотни тысяч игроков по всему миру, и финала, где лучшие разыгрывали призы и звания чемпионов. На старте было пять игр (личный/командный Counter-Strike, Warcraft 3, Unreal Tournament и Quake 3 Arena), 358 участников из 37 стран. Призовой фонд составлял лишь $156,000, основные деньги были разыграны в главном в ту пору «шутере».
Через год финал перебрался в Париж (там проходило большинство финалов) игр было уже семь, участников 400, а призовой фонд вырос до $210,000. В 2008-м финальных турниров было целых три (потом вернулись к привычному Парижу), в 2010-м число игр выросло до десяти… В целом турнир без больших изменений просуществовал до 2018 года, когда запал организаторов слегка исчерпался, а призовой фонд ни разу не поднялся выше $300,000.
На Esports World Cup наступила мучительная пятилетняя пауза. Нет, сами, чемпионаты по отдельным дисциплинам, особенно по сверхпопулярной Dota 2, проходить не перестали, просто единого турнира на который съезжались все геймеры мира, не стало… «Перезагрузка» произошла только в 2023 году, когда бренд ESWC выкупил Esports World Cup Foundation из Саудовской Аравии. Нефтяные магнаты решили к 2030 превратить свою страну в мировой центр киберспорта, – и влили в индустрию по-настоящему большие деньги. Скромный ручеек в один момент превратился в бурную реку, сметавшую берега. Только вдумайтесь, если до того за без малого 20 лет на кибер-чемпионат мира потратили порядка $4 млн., то только за один грандиозный 2024 Esports World Cup – безумные $62,500,000!
Количество игр моментально выросло до 22, титулов до 23 (в Mobile Legends разыгрывали мужской и женский), ну а сам турнир из местечкового развлечения моментально распространился на весь мир. Теперь награды (и деньги) можно было получить не только в финале, но и на каждом этапе продвижении к нему, а лучшие игроки (и команды) боролись уже за сотни тысяч долларов, как в настоящем профессиональном спорте. Более того, некоторые, тут же, не отходя от кассы получали крупные контракты, моментально превращаясь в большие медийные персоны.
К слову, саудиты и раньше проводили заметный кибер-фестиваль – Gamers8, но такого размаха, как турнир в Эр-Рияде им и не снился. Esports World Cup проходил в течение двух месяцев в четырех павильонах общей площадью 60,000 кв. метров. В нем участвовали как отдельные игроки, так и команды, и целые лиги, которые соревновались за «джек-пот» по сумме всех выступлений кибер-спортсменов. Первое место (и $7 млн.) с большим отрывом взял знаменитый Team Falcons, вторыми к финишу пришли Team Liquid ($4 млн.), третьими – Team BDS ($2 млн).
В целом чемпионаты по каждой игре продолжались от 3 до 5 дней, но соревнования в ту же Dota 2 растянулись на три недели, вместив в себя 14 игровых дней (титул и $5 млн. достался к парням из Gaimin Gladiators). И всё это еще с полной стримминговой загрузкой и забитыми публикой под завязку залами, как на концертах поп-звезд.
Каким будет состав 2025 Esports World Cup еще не знают и сами организаторы… Окончательный список игр и то, в каком порядке они выстроятся в расписании, станет известно примерно за месяц до начала. Откровенно говоря, у фанатов кибер-спорта до сих пор кружится голова от уровня приема и проведения чемпионата в 2024 году.
Сколь уместными смотрятся старомодные шахматы рядом с Call of Duty, Street Fighter, Rennsport, Counter-Strike, EA Sports FC или Dota 2 – отдельный разговор. Важно, что они, усилиями Магнуса, сошли за своих, их приняли, – и что призы в них будут не чета тем, что платят в швейцарках. Вопросов несколько: в каком формате, с каким контролем пойдет игра, а также каким образом шахматисты будут кооперироваться на 2025 Esports World Cup с участниками «ферм», которые борются не только за победы в отдельных дисциплинах, но и за выигрыш общего зачета?
Пока известно только то, что отборочным турниром для попадания в кибер-тусовку станет Champions Chess Tour, в котором и должны определятся обладатели заветных мест. Придется ли Chess.com подстраивать свое расписание под требования ESWC (тот, как в 2024-м, будет проходить с начала июля по конец августа), вопрос к Ренчу, но это, наверное, самый незначительный из тех, на которые надо будет дать ответ крупнейшему шахматному руму.
Но… если связка Chess.com и Esports World Cup Foundation сумеет по-настоящему заработать, то это будет самый большой прорыв шахмат за последние 30 лет, с тех пор как Каспаров сумел заключиться 2-летний контракт с Intel. В таком случае древняя игра сможет угнаться за ускользающим временем, – и сохраниться для поколений.
P.S. Заметьте, как и в истории с Freestyle Chess, кибер-спортсмены пришли к Карлсену, а не к ФИДЕ…Текст: Евгений Атаров Фото: ESPN