Все статьи
Полина Шувалова: «Даже проиграв мне матч, Хоу только улыбнулась!»
8 сен 2024, 10:00
– Спасибо! Турнир, конечно, очень хорошо для меня сложился. Чуть ли не каждый из тех матчей, которые сыграла, мог случиться в финале. Сразу три китаянки, три чемпионки мира. Все матчи, в том числе и с Вайшали, были для меня непростыми, игровыми, все, за исключением финала, закончились моей победой. Что я чувствую? Мне кажется, я довольно неплохо играю онлайны. Чувствую, что усилилась по сравнению с прошлыми годами, результаты стали выше, стабильнее. Большинство матчей, в которых меня не считали фаворитом, проходили в равной борьбе, с шансами 50 на 50. – То есть тебе не кажется, что ты прыгнула выше головы?
– Мне кажется, я сыграла примерно на тот уровень, на который сейчас и играю. Наверное, к качеству у меня могут быть к себе претензии: порой я не слишком удачно разыгрывала дебюты и попадала в плохие позиции, но, если мы говорим об уровне сопротивления, о проблемах, которые я создавала своим соперницам в дальнейшей борьбе, то – нет. Где-то мне повезло. Например, Хоу Ифань в решающей партии уронила флаг, «помогала» Тань Чжунъи, ошибалась даже Цзюй Вэньцзюнь, но… ведь игра в основном и состоит из ошибок. Матчи у меня были разные, играла относительно неплохо, поэтому результат заслужен. Сравнивая свои матчи с другими в Speed Chess, прихожу к выводу, что всё окей. – Нравится ли тебе и другим шахматисткам, что в последние годы на том же Chess.com, а теперь и на World Chess, стали появляться регулярные турниры для вас, и можно рассчитывать не только на заработки в живой игре?
– Да, это серьёзная помощь! Speed Chess в нынешнем формате появился на Chess.com два года назад, а начиная с этого года Arena по средам проводит свои титульники для женщин, наподобие тех, что проходят по вторникам на Chess.com. Стартовали они, по-моему, ещё со времён пандемии, а потом их не свернули, наоборот, становится только больше. Я стараюсь играть в них, когда у меня есть возможность. Например, в титульниках по средам призовой фонд – $1000, первый приз – $300. Для онлайна совсем неплохой заработок. Всё это дополнительно стимулирует женщин оставаться в шахматах. – Может ли онлайн глобально повлиять на финансовую ситуацию?
– Мне трудно оценить ситуацию целиком, но для многих людей это весьма серьёзный заработок. Некоторые гроссмейстеры специализируются на онлайнах. А для молодых это ещё и возможность быстро набрать уровень и показать себя. Аргентинец Оро, турок Эгдомус или наш Землянский, для них эти турниры – серьёзная мотивация. Думаю, за ними придут и другие молодые игроки. – Сообщения о том, что ты выиграла в титульнике, регулярно появляются в новостных лентах. Считала, сколько раз побеждала на World Chess?
– Выиграла я всего несколько титульников, в призы же попадаю регулярно. Чаще всех в них побеждает Костенюк. Мне кажется, что Саша их выиграла больше, чем все остальные участницы вместе взятые… – Можешь ли похвастаться успехами в обычном Titled Tuesday?
– Я играю в них довольно часто, но не могу сказать, что с особым успехом. В этом году титульники имеют дополнительный статус на Chess.com: первая половина года была как раз отборочной для Speed Chess (собственно, это и помогло мне отобраться в турнир), во второй будут разыгрываться места в топ-20, по итогам года дадут лучшим игрокам дополнительные призы. – То есть главная мотивация играть в титульнике – это деньги?
– Нет, не только. Это хорошая тренировка, плюс возможность сыграть с элитными шахматистами. Когда ещё встретишься в турнирной партии с Каруаной или Карлсеном? – Как считаешь, реально ли женщине победить в таком турнире?
– Пока нет. Слишком серьёзный уровень конкуренции… – Что ж, вернёмся тогда к Speed Chess. Какие эмоции были у тебя, когда ты увидела свою сетку? Сперва претендентка Тань Чжунъи, затем потенциально – Хоу Ифань, если повезёт – условная Костенюк, а потом ещё и Цзюй!
– Если честно, я не смотрела на всю сетку, а знала только имя ближайшей соперницы. В тот момент я играла в суперфинале России, дела шли неважно (первую партию я выиграла в 9-м туре), и мне было совершенно не до того, с кем придётся играть на Chess.com. Матч с Тань Чжунъи пришёлся как раз на выходной день в Барнауле, – так что для меня это была возможность просто переключиться, перестать думать о турнире. Немного посмотрела её партии, съездила с утра на экскурсию по городу и отдыхала перед матчем… Играла его с большим удовольствием. – Был какой-то ключевой момент в матче с китаянкой? За счёт чего тебе в итоге удалось пройти её, ведь она здорово играет в этом году…
– Мне запомнилось, что она жутко расстроилась, проиграв матч. Обычно у неё редко увидишь эмоции, она вся такая спокойная, здесь же прям было видно, ей не по себе. Наверное, ожидала, что легко выиграет у меня, ведь два года назад она побеждала меня в Speed Chess. В первых сегментах у неё был перевес, мне было непросто. В какой-то момент у неё появился шанс уйти вперёд на несколько очков, но она проиграла мне последнюю партию в 3+1. Сперва у неё в ней было выиграно, затем мы уже доигрались до ничьей, а в конце на секундах она просто зевнула мат, из разряда «Puzzle Rush»! После этого я начала буллет с «-1», а закончила его с «+1». Стартуй я с «-3», шансов отыграться за 15 минут было бы не так много. Матч с Тань был для меня, наверное, самым тяжёлым, если не брать, конечно, финал… – В каком формате: 5+1, 3+1, 1+1 чувствуешь себя увереннее всего?
– Я видела, что у Chess.com есть какая-то статистика по набору очков при разных контролях – обнаружила, что у меня примерно одинаковые цифры во всех трёх сегментах… Если же судить по собственным ощущениям, то 5+1 мне кажется медленным контролем, 3+1 – уже получше, а вот играть «пулю» – самое интересное. Тут больше динамики, такая «игра инстинктов». – Подготовка может помочь при таких коротких контролях?
– Подготовка помогает при любом контроле… Ты лучше знаешь соперника, что ему нравится, чего избегает, где он силён, где его слабое место. Важны и дебюты: в первом матче я испытывала проблемы, так как не было времени на подготовку. К другим матчам подходила серьёзнее: я смотрела, что они играют, причём не только в этом году, как они комментировали свою игру. Возможно, именно это помогло мне лучше понять моих соперниц. – Перед матчем с Хоу Ифань, которая вообще-то была действующей чемпионкой Speed Chess, у тебя не было мандража?
– Нет. Теперь у меня уже было время подготовиться, построить стратегию. Возможно, мне было психологически легче играть с ней, чем другим, кто застал китаянку в эпоху её расцвета. Я до этого встречалась с ней два раза: в прошлом году на корпоративном чемпионате мира, а до этого мы сыграли матч на Chess.com – как раз в Speed Chess. Оба раза я проиграла ей. – Если оба раза проиграла, то почему не боялась?
– У меня вообще не было такой эмоции. Скорее, было приятное предвкушение матча, так как я уже чувствовала свою силу и считала, что смогу показать неплохую игру. К тому же, с Хоу Ифань приятно играть. Лично я с ней особо не общалась, но со стороны она производит впечатление образованной, умной девушки, очень приветливой. Даже проиграв мне матч, она улыбнулась, как ни в чём не бывало. Take it easy в прямом смысле. – Как складывалась игра?
– Матч с Хоу вообще был на грани… А в последней партии она вообще уронила флаг! Мы шли примерно вровень: где-то она меня отпускала, где-то – я её. Если судить по партиям, по качеству игры, то матч был примерно равный, и всё запросто могло бы повернуться в любую сторону. Но удалось сохранить концентрацию до самого конца, – и удача в итоге оказалась на моей стороне. – Было ли ощущение: «Вау, круто, я обыграла саму Хоу Ифань»?
– Да, ощущение радости от взятого реванша было. Но я понимала, что это ещё не конец, что у меня впереди следующий матч. А если повезёт, то ещё один. На самом деле, мне очень нравится такой формат, когда с одним соперником играешь много партий: идёт борьба подготовок, психологии, ты то лидируешь, то вынуждена отыгрываться, менять стиль, подход, дебют… С точки зрения борьбы – очень интересно. Это интересно смотреть, а играть – ещё интереснее! – После победы над Хоу Ифань, наверное, Вайшали уже не казалась тебе серьёзной соперницей? Кажется, что в плане силы воли она очень похожа на тебя, тоже никогда не сдаётся…
– Нет, воспринимала её вполне серьёзно. Что до нашей схожести, я выиграла у неё две партии на старте, но она не начала тильтовать, продолжала играть примерно так же, как ни в чём не бывало. В шахматном плане матч с ней для меня складывался легче, чем с китаянками – в 5+1 и в 3+1 я в целом доминировала по позициям, но несколько партий отдала ей довольно глупо… Не будь этого, мне, возможно, удалось бы выиграть легче, а так интрига была почти до конца. – В твой выход в финал Speed Chess мало кто верил, а вот Цзюй Вэньцзюнь там откровенно ожидали. Она сейчас действительно настолько сильнее всех, что буквально громила своих соперниц на пути к главному матчу?
– Как-то так совпадало, что и сама Цзюй играла сильно, и её соперницы в матчах против неё ошибались гораздо чаще, чем в других. Взять, к примеру, её матч с Лагно. Бывает, что какая-то игра просто не складывается… Катя в матче с ней зевала много, но главное, по-крупному, одна ошибка – и можно сдаваться. Когда же сама села с ней играть, почувствовала другой уровень в сравнении с предыдущими соперницами. Это чувствовалось во всём: в том, насколько жёстко и практично она играла, у неё не было явных слабостей. – То есть, считаешь, она по праву – действующая чемпионка мира?
– Да. Сыграв с ней матч, поняла, почему она сейчас – лучшая! – Был ли у тебя какой-то план на финал?
– Была некоторая стратегия, хотя в целом я понимала, что начну играть, почувствую её, себя и буду действовать по ситуации. Использовать какие-то слабости, что-то, что надо изменить в своей игре, чтобы ей было сложнее… Получилось далеко не всё из того, что я планировала, но в любом случае, мне было жутко интересно играть с ней. Я выбирала разные типы позиций, структуры. Конечно же, мне хотелось победить. Немного жаль, что не удалось по-настоящему завязать интригу и иметь больше шансов в буллете, где ей было не так легко. – Казалось, ты постепенно нащупала её слабость, ведь чем меньше у неё оставалось времени, тем чаще она принимала ошибочные решения.
– На самом деле она не так-то плохо играет в «пулю», хотя как-то раз флаг и уронила. Мне не казалось по матчу, что это её явный недостаток. Скорость у неё на уровне, поэтому существенного перевеса у меня не было. – Как по-твоему, кто из женщин сейчас в состоянии обыграть её?
– В её сегодняшней форме, даже не знаю. Несколько лет назад, когда матч с Цзюй Вэньцзюнь играла Горячкина, она не выглядела хуже неё, имела все шансы в классике, а потом уступила на тай-брейке. Китаянка очень цельная, при этом разнообразная шахматистка, плюс, как уже говорила, у неё мало явных слабостей, которые можно использовать не в одной партии, а в целом матче. Не хочу давать прогноз, но думаю, против Тань она сохранит титул. – Женский Speed Chess закончился аккурат перед решающими матчами у мужчин. Будешь ли следить за ними, и кого считаешь фаворитом?
– Да, конечно, следить буду. Очень интересные пары. Не знаю, есть шансы у Ниманна против Карлсена или нет?! В последнее время он показывает игру очень высокого уровня, раньше его главной проблемой была нестабильность – если он справился с ней, то Магнусу будет очень нелегко. Матч Накамура – Фируджа абсолютно равный, может, чуть больше шансов у Алирезы, но я не знаю. Непредсказуемость – это очень важный фактор для зрителей. – Ну, а его медийная составляющая? Хотелось бы тебе сразиться с Цзюй в Париже, в телестудии, чтобы у тебя брали интервью, всё это шло на большую аудиторию, а в зале сидели бы зрители, которым небезразлично?
– Я всегда за любое привлечение внимания аудитории к шахматам! К тому, что мы делаем. Конечно, попасть в такую яркую обстановку гораздо приятнее, чем просто играть у себя дома за компьютером. Но это чисто вопрос денег. Я бы приехала в Париж вообще без вопросов. Да почти любая из нас. – Способны ли шахматы вообще привлекать к себе такое внимание?
– Всё зависит от желания и от постановки вопроса. То, как сейчас иногда выглядят шахматные турниры, мне не очень нравится. Пустые залы, никто не следит за игрой и игроками, остался только спортивный элемент – кто-то из нас выиграл, кто-то проиграл. Нет зрителей, нет никакой «химии» – это как футбольные матчи времён пандемии на пустых стадионах. В шахматах так, к сожалению, очень давно. Для чего мы вообще это делаем? Надо, чтобы люди смотрели, чтобы им это нравилось, не закрываться в своём мирке. – Судьи скажут: залы пусты, потому что зрители могут мешать!
– Да ладно! Может, для детских турниров эта проблема актуальна, но… не для турниров, где всё на виду. Вот только что мы играли в суперфинале, так там зрителей просто не пускали в игровой зал, хотя желающие были. А почему нельзя? Я не понимаю. Почему нельзя было сделать так, чтобы люди могли приходить и вот вживую наблюдать? Рядом с залом была палатка: там сидел комментатор, зрители. Думаю, им было бы гораздо интереснее видеть всё вживую: лица, эмоции, переживания, а не только позиции по мониторам. Какое уж тут удовольствие, зачем убивать «эффект присутствия»? – Как считаешь, успех в Speed Chess как-то повлияет на твою карьеру?
– Хороший вопрос! Я сомневаюсь, что это повлияет на число приглашений в турниры. Отразится ли на приглашениях в онлайне – покажет время. – А на каком этапе сейчас находится твоя шахматная карьера?
– На странном. В сравнении с прошлым годом я потеряла рейтинг, сейчас нет даже 2500. Пытаюсь вернуться обратно… Но это из-за понятных событий сделать сложнее, чем два года назад: число приглашений в турниры и в лиги упало в разы, теперь если куда-то отправляешься, то в основном приходится рассчитывать только на себя, ехать без приглашения, без условий. – И что же делать в такой ситуации?
– Что и раньше. Ехать и играть. Не могу сказать, что я поменяла географию поездок. Основное направление всё то же – Европа, добавляются турниры в Средней Азии, каких-то новых местах. В России в последние несколько лет не стало больше и лучше, я сказала бы, что условия даже ухудшились. – С недавних пор ты представляешь «Русскую шахматную школу». Приятно быть частью дружной команды, которая чуть не стала чемпионом?
– Да, в этом году я стала частью команды «РШШ», в мае сыграла в премьер-лиге чемпионата России. Турнир в Сочи понравился, ещё больше понравился командный дух, который тут же сложился у нас. Каждый вечер собирались и обсуждали прошедший день, разбирали партии, просто общались. По-моему, никто больше так не делал… Было очень необычно и приятно, все друг друга поддерживали, помогали. И этот командный дух точно помог нам. Мы до конца боролись за самые высокие места. – Вы продолжаете общаться, когда не играете за команду?
– Не могу сказать, что постоянно. У нас есть командный чат, мы регулярно обмениваемся в нём сообщениями, поздравляем друг друга с успехами, но не более. Посмотрим теперь, как пойдёт дальше. Думаю, мы показали, что вместе способны на многое. Теперь, как обычно, всё будет зависеть от спонсоров – сумеют ли они привлечь серьёзные инвестиции, потому что высокие результаты должны оплачиваться соответственно. Пока я – частичка «РШШ»!
Читайте также