Помните, когда Карлсена несколько лет назад спросили, чего бы ему еще хотелось достигнуть в шахматах, он без долгих раздумий, как будто у него был заранее заготовлен ответ, сказал: «Я хочу попытаться достигнуть рейтинга 2900!» В это не шибко-то верилось в тот момент, когда он это произносил. Еще меньше, когда стало очевидно, что Магнус явно устал от классики, и хочет на покой. Но… его слова оказались проводческими, и он сделал 2900!

Нет, не ищите резкого взлета первого номера официального рейтинг-листа. Хоть Карлсен по-прежнему и впереди планеты всей, возглавляя все три официальных списка, серьезных начислений в последние несколько лет не имел. Да та же победа в Ставангере принесла ему лишь 2,2 пункта, что закрепило его на отметке 2839. Солидно – отрыв от второго места, которое занимает Накамура, 32 очка, а от регулярно играющего Каруаны и все 55, – но до 2900 слишком далеко. Чтобы добраться до потенциальной вершины, Магнусу надо набирать по «+5» в каждом турнире, а для начала, хотя бы, в них надо играть. У него же просто нет желания двигать классику, ему попросту скучно.

Тогда к чему все эти восторги? Какое отношение давние хотелки экс-чемпиона мира соотносятся с реальностью в которой он – первый, великий, но все же далеко не бог, который выполняет все, взятые на себя, обязательства!

Дело не в том, что Карлсен явно и недвусмысленно намекает, что он не отказывается играть в шахматы. Просто он не хочет играть в эти шахматы, шахматы с классической расстановкой фигур. Интерес к ним с годами откровенно «выгорел» в нем, и глядя на избитую начальную позицию он не испытывает ничего кроме скуки. Другое дело игра, в которой все начинается, фактически еще до первого ход! Норвежец несколько раз признавался в интервью, что в Freestyle Chess он увидел новую возможность получить детское удовольствие от игры, «затертое» годами вечной и ненавистной подготовки, убивающую само удовольствие борьбы. Здесь никогда не знаешь, что тебя ждет, в каком стиле будет разворачиваться игра! Хотя и здесь за восторгами Магнуса перед новой игрой многие увидели то, что в шахматах Фишера его и так имевшийся перевес только возрастет. Но… не за счет быстрых мозгов и способности адаптироваться к любой ситуации, но благодаря «команде», которая сможет специально под него разрабатывать паттерны для разного рода позиций, в идеале – для всех 960, что сделает его тотальным доминатором в игре.

Верить или не верить в эту конспирологию – личное дело каждого, но партии с длинным контролем, сыгранные им в Вайссенхаусе, Париже и Карлсруэ, говорят о том, что никакого тотального преимущества у Карлсена в дебюте в шахматах Фишера нет. Зато на первый план вышли его фантастические игровые и спортивные качества. Магнусу, несмотря на солидный по современным меркам возраст, доставляет истинное удовольствие творить за доской, он откровенно ищет борьбы и преодолениях. Недаром эксперты в один голос говорят, что вряд ли можно назвать экс-чемпиона явным фаворитом по какому-то компоненту игры, зато если взять все их в комплексе, то равного ему не будет! Здесь же эти проблемы неизбежны, они являются составляющим элементом игры. И это ему нравится.

О том же, что все это не принесено из дома, но рождено прямо за доской, говорит и слишком очевидная разница в результатах Карлсена в рапиде, в котором проходят предварительные турниры в Grand Slam Tour, и в классику, что начинается в плей-офф. В Германии он взял всего 5,5 из 9, потерпев три чувствительных поражения, и заняв только 4-5-е место, во Франции он взял уже 8,5 из 11, но… начинал, опять же, с разгромного поражения от Эригайси.

С медленным контролем Карлсен играет просто на другой разряд! Статистика просто чудовищна для соперников – в 21 партии он взял 18 очков, победив в 16 встречах, сделав 4 ничьи и проиграв одну-единственную партию.

Единственный, кто на данный момент не уступает ему по сумме нескольких партией – Каймер. И именно он нанес Карлсену поражение, выбив в полуфинале Вайссенхауса. Но зато именно у него Магнус выиграл заключительную девятую партию в Карлсруэ, зафиксировав уникальные 9 из 9! Вот счет встреч против главных соперников:

– Абдусатторов, классика – 5/6 (рапид – 2/3)
– Каруана – 3/4 (1,5/3)
– Каймер – 1,5/3 (2/3)
– Синдаров – 2/2 (0/1)
– Накамура – 1,5/2 (2/2)
– Фируджа – 1/2 (2/3)
– Магсудлу – 1/1
– Мамедов – 1/1
– Бакро – 1/1

Можно ли предположить, чтобы в наш цифровой век такой выдающийся результат не был отражен в конкретном рейтинге, тем более, что победа в Grenke тянула на потенциальные 3100+ Эло. Ну… и Карлсена посчитали!

Объявление о том, что Freestyle Chess Grand Slam Tour отныне будет считать рейтинг, стало очередным моральным ударом по ФИДЕ, которая чувствует угрозу буквально в каждом действии Бюттнера и Ко, особенно в покушение на святая святых международной федерации. О том – как это уже отдельный вопрос, главное сам факт – посчитала… Проблема, которая лежит в основе хорошо понятна: если массив партий в рапид и блиц накопить не так сложно, а в ситуации, когда турниров по шахматам Фишера практически нет, встает вопрос, от чего отталкиваться?

И тут – удивительное совпадение. Как известно, своих крупнейших успехов Фишера достиг в 1970-1972 годах, в ту самую пору, когда ФИДЕ только собиралась ввести рейтинг Эло как основную систему для оценки шахматистов. И Бобби с первых же отсчетов задал задачку, выдав невиданную, серию из 20 побед подряд в претендентском цикле – 7 на финише межзонального, затем два раза по 6-0 против Тайманова и Ларсена, плюс победа над Петросяном. Но… профессор как-то справился, выписав американцу 2785 – рейтинг, который оказался неоспоримым вплоть до 1989 года, когда Каспаров догнал, а затем, преодолев отметку 2800, и перегнав великого предшественника. Старт подсчета рейтингов в Freestyle Chess произошел в момент невероятные результатов Карлсена в 2025 году.

И что же? Как и Фишер, Карлсен получил какие-то умопомрачительные цифры. Он не только перешагнул отметку в 2800, но прыгнул на сто очков вперед, туда, куда еще «не ступала нога человека». 2909 – это вообще как?

Насколько эта оценка соответствует действительности, исходя из имеющихся даных. Как считался рейтинг других игроков и почему разрывы так велики?! С Магнусом еще более-менее понятно, у него самая внушительная база – все-таки 21 партия с классическим контролем в 2025 плюс еще 6 из 2024-го. А как быть, например, с Фируджей, у которого в 2025-м набралось всего-то 6 партий, или с Прагнанандой, который ограничился и вовсе лишь 4!

Вопросов много. Возможно, их было бы меньше, опубликуй официальный сайт серии не только красивую табличку с рейтингами топ-10 и лист квалифицированных 578 игроков, но формулу, число обсчитанный партий, хотя бы тот обязательный минимум, к которому приучила за 55 лет рейтинговая система от ФИДЕ. А так-то, конечно, красиво. У Карлсена – за 2900, у Накамуры и Каруаны – за 2800, плюс еще 24 человека перешагнули отметку 2700.

Интересно, что попаданием в топ мирового рейтинга по шахматам Фишера Карлсен не только реализовал мечту о 2900, так он еще и зафиксировал максимальный разрыв в рейтинге от второго номера… Во время «классической» карьеры максимум, чего сумел он достичь, было 74 очка при собственных 2882 (рекордсмен по этому показателю, понятно, Фишер, обогнавший Спасского на 125 очков), теперь же этот показатель равен огромным 91 очку.

Интересно, с какой частотой Freestyle Chess будет обновлять свой рейтинг? А также собирается ли вести работу по всемерной популяризации и продвижению шахмат Фишера?! Если практика с Карлсруэ, когда крупнейший в мире опен за кратное увеличение призового фонда сделал Chess960 флагманским турниром, – тогда и рейтинг будет не красивой картинкой, а важным элементом для ведущих игроков в новом и привлекательном для всех деле!

Но что бы ни происходило в дальнейшем, Карлсен и его 2909 уже навсегда останутся в истории шахмат…

Текст: Евгений Атаров
Фото: Леннар Оотс