Кажется, шахматный мир в лице Chess.com и Карлсена медленно, но верно движется в понимании к тому – как же должно выглядеть то шоу, которое в теории можно было бы продавать «обычным» людям… Сперва в Париже, ну а теперь в Осло, крупнейшая игровая платформа и лучший игрок мира нащупывали формат. И как вам такое?

Чтобы понять, насколько глубока медийная яма, в которой оказались шахматы, достаточно полистать программы перед спортивных каналов и котировки ведущих букмекеров. И там и там есть все, что угодно, масса игр, которые каких-то 30 лет назад и близко не стояли с шахматами по популярности, не имели такой фан-базы и истории, но… агрессивный маркетинг, революционные изменения в правилах, которые можно объяснить за три минуты, точная подстрока под реалии сегодняшнего дня, привлекательная картинка, популярные комментаторы – и вуаля!

Мало того, шахматный менеджмент ничего не делал для раскрутки и популяризации игры, так они сделали все от них зависящий, чтобы отнести шахматы и шахматистов как можно дальше от потенциального зрителя… Когда все вокруг готовы были костьми лечь, но привлечь аудиторию как можно ближе к действу, к его участникам – убирали со стадионов беговые дорожки, усаживали зрителей буквально на скамейку запасных, опускали ринги, чтобы пот летел на причастных, – эти умники старались изо всех сил, чтобы выгнать публику! Да, возможные компьютерные подсказки и «заговор тишины» диктовали определенные решения, но превращение игроков в аквариумных рыбок медийный рынок шахматам не простил, – и эти изолированные турниры стали попросту никому не нужны.

Шахматы – для шахматистов. Окончательный, фактический тупик, из которого увы, не выхода.

Говорить о пародийных попытках ФИДЕ «продать» шахматы телевидению, которые проходили со времен прихода Илюмжинова в шахматы, нет смысла говорить. Они пытались продать то, что никому было не нужно, да еще в том единственном виде, в котором сами их определили. Результат известен. Ошибка функционеров состояла не в том, что они обращались не к тем специалистам – бюджеты выделялись да и по-прежнему выделяются ого-го. Ошибка состояла в том, – кому они собирались продавать это. Они ориентировались на шахматистов, которые составляли едва ли 1% от потенциальной аудитории, а те самые 99% продолжали пребывать в счастливом неведении.

Ролевых моделей для создания нужного окружения было сколько угодно. Покер. Дартс. Бильярд. Теннис, наконец… Все эти локальные игры смоги вырваться из рамок узких аудиторий, – и сумели превратиться в бренды, которые из года в год увеличивают свои аудитории, вовлекая в своей круг все новых и новых фанов. Конечно же, им далеко до футбола, баскетбола, бокса или гонок Формулы-1, но мир спорта выстраивался вокруг них десятилетиями!

Шахматы имели (и отчасти сохранили его по сей день) колоссальный медийный запас в виде шикарной истории со множеством знаковых персон и необъяснимого пиетета простых людей перед этой «умнейшей из игр». Оставалось только реализовать в них хорошо пробованные на других «не телевизионных» видах методы по раскрутке.

Условно говоря, на чем зарабатывает футбольный клуб/лига. За что платит болельщик? Он покупает билет на матч, обзаводится атрибутикой любимой команды вроде шарфа или футболки, он хочет программку, бутерброд и кружку пива, чтобы было приятней потреблять шоу. Для него каждый матч – это событие, к которому он готовится, которого ждет, подстраивает под него свой график. И даже если он потребляет его дома у телевизора, вовлечение не сильно меньше! Все тот же набор, только вместо билета на стадион идет подписка на платный канал с трансляцией (где на него в любую паузу обрушивается поток рекламы, за счет которой дистрибьютер и покупает права на показ). Плюс, если зритель азартен, к этому добавляется – ставка у букмекера… А после матча он по тому же телевизору (или же в газете/сайте) смотрит/читает обзор и ищет информацию о любимой команде, снова потребляя контент.

Что из этого устоявшегося круга существует в шахматах, как оно связано друг с другом и как генерирует заработок для каждого из тех, кто вовлечен в этот процесс?! Да никак! В современных шахматах каждый живет сам по себе, – и потенциальные фаны (а также потенциальные доходы вместе с ними) уходят как песок сквозь пальцы…

Достаточно ли оснований для того, чтобы увиденное в исполнении Chess.com и Карлсена в Париже на Speed Chess Championship, а потом в Осло на Champions Chess Tour, считать попыткой слома стереотипов, созданием того типа медного контента, который может заинтересовать обычного зрителя, и продаваться как спортивная трансляция со всеми вытекающими – загрузкой рекламой, включением в ТВ-программу передач и в линии букмекеров?

Ответ – да! В первую очередь, они указали самый перспективный путь. И точно по нему пойдут…

Едва ли не ключевым решением, превратившим ответ в положительный, стал такой малозначительный штрих… как отсутствие тишины в игровом зале! Чуть ли не впервые в истории на большом шахматном событии стало возможно проявлять эмоции. Болельщик, который заплатил за билет, пришел получать удовольствие от этого шоу, имел шанс болеть за своего любимого игрока. И не тайно, в тысячах километрах от места событий, а непосредственно в зале, передавая свой импульс другим фанам, которые предпочли онлайн-трансляцию. При этом никаким судьям не надо было выбегать к публике и, выпучив глаза, призывать ее к соблюдению тишины. Как так? Да очень просто.

Игрокам было все равно – они играли… в наушниках. Более того, могли выбрать для себя любой трек-лист.

В свое время в турнирах любителей мы предлагали людям играть под музыку, как люди едят под музыку в кафе или ресторане, при этом их друзья и болельщики могли спокойно находится в зале и заглядывать им через плечо. Тогда нас поднимали на смех или крутили пальцем у виска, следуя строгим «тишина в зале» и «никто не должен мешать игрокам». Но это когда ты играешь ради результата, только за набранные очки. Здесь же – удовольствие.

Да, и в Париже, и в Осло шла борьба за очки. И деньги. Большие деньги. Но… именно потому и стоит признать опыт Chess.com крайне успешным, ведь это не только не вошло в противоречие с самими игроками (а не будь их, никто и не пришел бы в зал, не завис перед своим компом, глядя на яркую и веселую трансляцию), но было принято ими на ура. Согласились бы они в таких же условиях играть «длинную» партию? Кто знает… Но, может быть, эти «длинные» шахматы стоит отнести к какому-то другому виду, не имеющему никакого отношения к действительности Chess.com?

Нет сомнений, что число таких турниров будет множится – об этом сказали и Карлсен, и исполнительный директор Chess.com Ренч. Формат показа всем пришелся по душе, они точно будут продолжать и экспериментировать, пока не найдут ту идеальную форму, которая устроит дистрибьютеров, – и они перестанут воспринять шахматы как что-то архаичное, маргинальное и негодное для продажи на широкую, по-настоящему большую аудиторию…

Кажется, это тот самый случай, при котором не только овцы (честность, а также содержательность игры) останутся целы, но и волки (зрелищность шахмат как потенциального шоу) сыты. А самое главное – зрители получат то, чего так не хватает в нашей игре – возможность никому не мешая и никого не обижая выплеснуть свои эмоции.

Текст: Евгений Атаров
Фото: Мария Емельянова