Кажется, что у главной сенсации-2024 Эригайси, который за шесть месяцев сумел подняться с 30-й до 4-й строчки в мировом рейтинге, крайне мало шансов, чтобы дотянуться до претендентов. Его главный (и по сути единственный) конкурент в «гонке» FIDE Circuit Абдусатторов, скорее всего, без проблем окажется выше индийца в итоговой классификации. Как такое могло произойти?

Напомним, ФИДЕ только в предыдущем цикле первенства мира придумало новый способ попасть в святая святых: играй больше и успешней всех, – и тебе будет открыт путь в претенденты. В 2023-м именно эта тропинка привела в Торонто Гукеша, а теперь ему предстоит целый матч за корону… Признав этот опыт «демократизации шахмат» успешным, турнирная квота была смело расширена федерацией сразу до двух позиций: в ТП-2026 на повышение пойдут самые активные и успешные игроки по итогам 2024 и 2025 годов. Это открывает возможности для шахматистов, которым было бы сложнее претендовать на попадание в топ. Вопрос только в том, а как надо считать?

Статистики из Лозанны разработали целую систему оценки «стоимости» соревнований, которые входят в FIDE Circuit. Здесь только турниры по круговой или швейцарской системе, значение имеет исключительно занятое игроком место, а также средний рейтинг всех участников (не конкретных противников, а в среднем). Со стороны такой подсчет кажется вполне справедливым – он отлично подходит для круговых, где все в равных условиях, – но совершенно не учитывает особенностей в швейцарках и игнорирует индивидуальные достижения игроков. Условно говоря, победа в опене с результатом 8 из 9 («+7») со средним рейтингом соперников 2600+ даст прилично меньше очков, чем 1-е место в круговом с итоговым «+2» и таким же средним рейтингом оппонентов…

Несправедливость, причем совершенно очевидная! Особенно учитывая, что на старт опена может выйти в принципе любой желающий, а вот места в круговых предоставляются только персонально, в зависимости от желания их организаторов… ФИДЕ словно не замечает, что отдельные опыны по составу стали уже сильнее традиционных круговых, но громкие имена вроде Вейк-ан-Зее сами по себе ничего не значат, и явно противоречат спортивной задаче отбора достойных в цикл.

Все это легко разобрать на примере главного противостояния в FIDE Circuit 2024 года – Эригайси против Абдусатторова (идущий 3-м Табатабей вряд ли сможет принять участие в гонке).

Итак, после первых шести месяцев лидерборд выглядит следующим образом:

1. Арджун Эригайси (Индия) – 77,39 (6 турниров)
2. Нодирбек Абдусатторов (Узбекистан) – 74,71 (4)
3. Амин Табатабей (Иран) – 45,67 (4)
4. Доммараджу Гукеш (Индия) – 41,16 (2)
5. Ханс Ниманн (США) – 35,17 (3)
6. Даниэль Дарта (Румыния) – 34,89 (4)
7. Нодирбек Якуббоев (Узбекистан) – 34,10 (3)
8. Пархам Магсудлу (Иран) – 33,35 (3)
9. Юй Янъи (Китай) – 32,22 (3)
10. Вей И (Китай) – 31,04 (2)

Посмотрим, из чего состоит рэкорд лидирующего на данный момент Эригайси:

* Shengzhen Chess Masters – 3-е место, 15,18
* Grenke Chess Open – 6-е место, 6,99
* Menorca Open – 1-е место, 16,19
* TePe Sideman & Co Chess – 2-е место, 14,00
* Sharjah Masters – 7-е место, 5,24
* Stepan Avagyan Memorial – 1-е место, 19,79

Теперь – чуть подробней, особое внимание на дележки и количество очков:

* Шенжень, Китай – круговой, 7 соперников (2689), 1-3-е место, +3–1=3
* Карлсруэ, Германия – опен, 9 соперников (2418), 2-10-е место, +6–0=3 (победитель «+7»)
* Менорка, Испания – опен, 9 соперников (2443), 1-3-е место, +6–0=3
* Мальмё, Швеция – круговой, 7 соперников (2666), 1-3-е место, +2–0=5
* Шарджа, ОАЭ – опен, 9 соперников (2624), 5-12-е место, +4–1=4 (победитель «+4»)
* Джермук, Армения – круговой, 9 соперников (2657), 1-е место, +4–0=5

По факту в четырех из шести турниров Эригайси занимал или делил 1-е место (в Китае его обошел по коэффициенту Бу Сянчжи, в Швеции на тай-брейке – Абдусатторов), в Германии не стал играть на победу в последнем туре, а вот Ниманн рискнул, и оказался во главе таблицы. А единственный турнир, где Арджуну не удалось попасть как минимум в дележ 1-го места, был в Эмиратах.

Что же этому противопоставил Абдусатторов? Смотрим:

* Tata Steel Masters – 3-е место, 14,22
* Prague Chess Festival – 1-е место, 25,00
* TePe Sideman & Co Chess – 1-е место, 16,21
* UzChess Cup Masters – 2-е место, 19,28

Нодирбек мощно провел Вейк-ан-Зее (Арджуна в Голландию не позвали), где попал в финальную четверку, но в итоге уступил на тай-брейке. В Праге узбек был безупречен, он набрал 6,5 из 9 при довольно плотном составе (средний – 2706), на 1,5 очка оторвавшись от 2-го призера. Затем был турнир в Швеции, где после проваленного старта Абду спасся мощной концовкой и последующим успехом на тай-брейке, где убрал Свидлера, а потом чудом одолел Эригайси… Наконец, Ташкент вряд ли стоит отнести к его достижениям: он опять плохо стартовал, но к финишу подтянулся и из-за невысокой результативности соперников сумел попасть в делёж 1-го места, набрав +3–1=5.

Если бы Абдусатторов смог пробиться в финал или даже выиграть тай-брейк в Вайке (получив за это 20,54 балла), он прямо сейчас обходил бы Эригайси. Если бы ему благоволил коэффициент в Ташкенте, он получил бы 21,55 балла вместо 19,28. Итого он недосчитался 8,59 (6,32+2,27) только из-за едва ли значимой для турнирной гонки игры коэффициентов и умений в рапиде. Это прилично больше, чем Арджун получил в Карлсруэ и Шардже за 18 напряженных партий в классику.

Выглядит полным абсурдом. ФИДЕ ставит во главу угла формальные принципы, которые по итогу влияют на положение ведущих игроков мировой иерархии, если не вообще их карьеру! Вряд ли кто-то из экспертов станет переоценивать значение для топ-шахматиста попадание в турнир претендентов.

В данном случае очевидно, что Эригайси стал заложником системы (о том, почему его не зовут в круговые – тема для отдельного исследования, про что он говорит в своем эксклюзивом интервью ChessOpen). О том же, что его турнирные достижения в 2024 году выше, чем у Абдусатторова говорит хотя бы разница в прибавке рейтинга за последние 6 месяцев: +65 у Арджуна и +46 у Нодирбека.

Совершенно очевидно: оба этих молодых игрока достойны попадания в турнир претендентов 2026 года, но мы сейчас не про их достижения, а о несовершенстве системы, которая слишком уж ярко проявилась в прямом противостоянии в FIDE Circuit Абдусатторова и Эригайси. Узбекского гроссмейстера в этом году ждут еще, как минимум, два элитных круговых турнира – в Бухаресте и Сент-Луисе. У индийца сравнимых с ними радостей точно не будет, поэтому, несмотря на блестящий перфоманс, он точно уступит в этой эпической гонке.

Поменяется ли система подсчета? Вряд ли… ФИДЕ в последние годы крайне редко делала выводы из собственных ошибочных решений, даже они выглядели очевидны, здравой дискуссии предпочитая демагогию. Но, может, со временем опены, а вернее высокие и стабильные результаты в них, будут реабилитированы?


Материал подготовил Евгений Атаров