Если предположить, что предыдущие десять партий в Сингапуре были только обязательной прелюдией к этой 11-й, после которой 18-летнему претенденту остается сделать всего три шага до титула чемпиона мира… скорее всего, шахматный мир с удовольствием на это пошел. По своему драматизму, внутреннему напряжению она превзошла всё, что мы успели видеть в исполнении Дин Лижэня с Гукешем. По ее ходу инициатива несколько раз переходила из рук в руки, пока не оказалась у того, кто так страстно хотел победить! Индиец впервые повел в счете – 6-5.

Сейчас, наверное, найдутся такие, кто с уверенностью скажет, что с самого начала знал, чем все закончится. Что таран Гукеша, с которым он изо дня в день шел на позицию Дин Лижэня, должен был пробить эту стену. Что нельзя бесконечно только отбиваться, даже не помышляя о победе, и лишь только появляется возможность, тут же бежать на ничью. И что «шахматные боги» непременно должны накажут чемпиона мира, который хоть и разгадывает все без исключений загадки претендента, решительно не хочет воспользоваться плодами этой прозорливости… Да что ему, в конце концов, надо, какую позицию китаец хочет получить, чтобы, наконец, победить? Да вспомнить хотя бы 8-ю партию, в которой он после отказа индийца от повторения ходов, имел лишнее качество. «Играй не хочу!» А он именно что не хотел. Так происходило в каждой партии, где дело сразу же не заканчивалось унылой ничьей.

Так произошло и в 11-й партии, где у Гукеша был предпоследний «белый шанс». Соответственно, если рисковать – то именно сейчас, чтобы оставалась еще одна «подача», хоть роль цвета в этом матче почти обесценилась.

Выбор индийца был экстравагантен – 1.Nf3 c дебютом Рети и гамбит Блюменфельда во второй руке после реакции соперника с 2…d4. До этого в матче Динь использовал в основном защитительные центр или же снимающие с него напряжение ходы, а тут вдруг такая принципиальность! Китаец сделал свой 2-й ход решительно и смело, потратив лишь несколько секунд, будто бы показывая: «я знаю о том, что ты знаешь про то, что я знаю». В его штабе точно к чему-то такому готовились. Тем удивительней, что уже на 4-м ходу чемпион внезапно задумался аж на 40 минут… Действительно мощная подготовка! Ходов у черны с десяток, но мало того, что 4…Nf6 – это первая линия, вдобавок самый верный стилистический ход… Мало того, у Гукеша в ответ на это была проведена мощная дебютная работа, связанная с ходом 5.a3, одним из самых редких продолжений в этой позиции, в котором его команда обнаружила много всего интересного. Новое открытие погрузило черных в новые, уже 20-минутные раздумья – 5…Bg4.

Провидец Гири в этот момент написал в твиттере: «Шансы на победу Гукеша сейчас на пике. У Дина все не так – у него на час меньше времени, это самый большой временной отрыв в матче… Он столкнулся с подготовкой Гукеша, да еще не в спокойном дебюте, а в острейшем варианте». Впрочем, скоро ветер задул уже в другую сторону.

Следующие три хода были сделаны рукой, и пришло право выбора белым... Что хотели они, играя 3.b4? Верно: они хотели захвата пространства на ферзевом фланге и свободного развития для своих фигур. И здесь Гукеш внезапно сыграл 9.d3? Если можно сделать максимально ход «не туда», то это, безусловно, он… Увидев такое, не выдержал Непомнящий, тут же написавший твит: «Как можно, выходя по подготовке, не сыграть 9.с5, чтобы вывести слона, а потом допустить а5 – b5 – Nbd7. Ну натурально стикер…» – и поставил рожицу с закатывающимися глазами.

На ход пешкой Гукеш потратил всего 6 минут, зато над следующим ходом, очевидно осознавая всю глубину своей неправоты, – больше часа, практически догнав своего соперника по времени. Это – уникальный случай в истории матчей на первенство мира, когда на неполные 11 ходов ушло 2 часа 16 минут при контроле без добавления. Ясно, что трудность была не в самом ходе 11.g3, а в том, что черным делать дальше. Перспективы их были не из лучших, особенно, если бы черные сделали не трафаретное 12…Nfd7, а смело захватили пустующий центр – 12…e5!

Но и после 14.Qf4!? судьба белых подвисла на волоске. Единственная зацепка, на которой держалась вся их игра – неустойчивая позиция ферзя на c7. Стоило Диню решить этот вопрос, он тут же мог начинать «задавать вопросы». А Гукешу на это нечем было бы ответить: ни создать угроз на ферзевом фланге, где изначально собирался играть, ни надавить на застрявшего в центре короля, ему было просто нечем – его фигуры все еще стояли на месте.

Гири снова вклинился в ход партии. Теперь его оценка положения была уже прямо противоположной тому, что он предвещал в самом начале. «Гукешу сейчас гораздо сложнее находить ходы. Дин же даже может позволить себе сделать неточный ход. Если он допустит одну, даже две неточности, – то позиция выровняется. Но вот если Гукеш допустит хотя бы одну ошибку, – он непременно проиграет эту партию». Но индиец решил испытать судьбу.

Следующий выбор претендента вновь был неудачным – 15.Rd1?! Если до этого его позиция вызывала эстетические возражения, то после этого пустого хода, даже машина начала считать его позицию прилично хуже. Если пешку на d3 все равно не удержать, зачем тратить темп? После 15.Nd2 e6 16.Rb1 Qb8 17.b6 завязывалась хоть какая-то игра, здесь же белые были обречены на пассивность. Единственный кто мог выручить Гукеша был… Дин Лижэнь!

И он сразу поспешил ему на помощь… Сперва последовало 15…g6 вместо казавшегося более естественным 15…e6 (на пресс-конференции чемпион назвал этот ход едва ли не ключевой своей ошибкой в партии: «Да, слону просто нечего делать на g7 или h6. Надо было ставить его на e7, и позиция была бы не такой плохой»). Наконец, ход 16…h5 с недвусмысленной угрозой поймать ферзя, заставил его сразу же начать активные действия на ферзевом фланге – 17.b6! У черного ферзя было всего две клетки для отступления (d6 и b8), – и чемпион 12 минут делал этот нелегкий выбор, оставляя на оставшиеся до контроля 22 хода лишь 19 минут. Неужели он считал варианты из компьютерного ужастика с временной жертвой целой ладьи: 16…Qb8 17.Qd2! Nb3 18.Qb2 Nxa1 19.Bf4!? Bg7 20.Nd2, где былые могли даже без качества создать мощнейшее давление на ферзевый фланг, ради чего, кажется, всё и затевалось.

Но исполняя человеческое 17…Qd6, Дин Лижэнь не мог не понимать последствий: белые разменивали ненужные им фигуры и быстро захватали инициативу на решающем участке борьбы, черные же, формально оставаясь с лишней пешкой, продолжали играть фактически без фигуры, ведь роль слона h6 сводилась к нулю… В таком случае могла бы выручить активность, но здесь, как и во многих других партиях матча, сработала «внутрення инструкция» Диня на этот матч: «Если что идет не так, моментально переходить к плотной игре». А уж находясь в цейтноте (как и его соперник), он даже не пытался найти активного плана. Пока Гукеш изо всех сил наращивал угрозы, соединяя силы по вертикали «b» и диагонали a8-h1, чемпион мира изо всех сил лишь выстраивал оборонительные редуты.

«Мне казалось, что после 20...Nc6 я стою не так плохо, – разоткровенничался Дин Лижэнь после партии. – Но тут я зевнул идею с 21.Na3! Белые сдают пешку b6, и все их фигуры входят в игру. Мой слон совсем не работает, стой он хотя бы на е7, было бы еще не так плохо. После хода коня на а3 я осознал, насколько все тяжело для меня».

Неуверенность одного мгновенно отразилась на другом. Еще за несколько ходов до этого Гукеш буквально не знал, что делать, а тут ему моментально все сало ясно… «Какое-то время я просто пытался делать какие-то ходы, чтобы не проиграть сразу, – поделился впечатлениями он. – И только после 17.b6 уже решил, что худшее позади!»

От экзекуции черных не спас даже экстравагантный маневр 25.Na1?! (с идеей перевести его на c5), после того как конь покружил по соседним квадратам b1-a3-c2. В позиции черных все еще было полно жизни – от перевода ладьи на 6-ю горизонталь на 26-м ходу или безумной по сути, по смелой по форме атаки пешек «e» и «f»… Можно было многое сделать. Если же не делать ничего, что выбрал Дин Лижэнь, рано или поздно случится неизбежное.

«Это прекрасное ощущение – когда ты сам уже вне опасности и полностью контролируешь игру, – объяснял Гукеш то, что произошло в концовке. – Я еще издалека наметил жертву на с6. Да, это действительно симпатично».

У Дин Лижэня не было объяснения своему решению, после которого партия тут же закончилась. В момент рокового зевка у него было еще 7 минут, да и позиция черных не выглядела безнадежной после неточности Гукеша 28.Rdb1?! вместо топорного 28.Nxb7! Он вполне еще мог бы обороняться – после 28…Nb4 мгновенного проигрыша нет, хотя и радости эта позиция вызывает немного. Но китаец решил совершить торжественное харакири – 28…Qc8??

После взятия на c6 чемпион мгновенно остановил часы и чинно поздравил соперника с победой. Осталось чувство, что он то ли не осознавал, то ли делал вид, что ничего страшного для него сегодня не произошло. Что завтра будет еще одна партия, и у него будет еще достаточно шансов отыграться. Об этом же он сказал и журналистам, когда в связи с этой партии вспомнил ситуацию из матча с Непомнящим, в котором, вообще-то, отыгрался три раза.

Но то был другой матч, другой соперник, а главное – другой Дин Лижэнь. Своей игрой в Сингапуре, возможно, ему удалось вернуть уважение к себе как к большому шахматисту (образ, который за прошедший год закидали грязью после его бесконечных поражений), но весь характер его поведения говорит о том, что он вообще не предполагал его выигрывать. С другой стороны, Гукеш впервые повел в счете, – и быть может, теперь мы увидим совсем другого чемпиона мира, над статусом которого угрожающи стала нависать приставка «экс»? Возвращайся, Динь, еще не все потеряно!

Текст: Евгений Атаров
Фото: Мария Емельянова
Прямая трансляция ChessOpen