В конце августа в Барнауле завершился суперфинал чемпионата 57-го чемпионата России. ChessOpen подробно следил за развитием событий, а вот до его главного героя смог добраться на сразу. Едва новому чемпиону Владиславу Артемьеву вручили «золото», он сразу же рванул на встречи в Москву, а оттуда, не задерживаясь – во Владивосток, где принял участие в международном экономическом форуме. Лишь через неделю он вернулся к себе домой в Казань, – и сразу ответил на наши вопросы…

Это удивиельно, но за всю 20-летнюю историю суперфиналов Аретмьев – первый, кому удалось защитить свой титул, завоеванный годом ранее. С самого первого турнира 2004 года чемпион в России неизменно менялся! Ничего не мог поделать с этим даже Свидлер, который выиграл четыре (а всего – восемь) титулов, что уж говорить об остальных. Всего трое имеют в своем послужном списке по две победы – это Непомнящий, Андрейкин и Томашевский. Теперь к ним присоединился Артемьев… Более того, у него есть исторический шанс одержать три победы подряд, – если Владислав выйдет на старт, и выиграет чемпионат России в 2025 году.

Пять лет назад Артемьева считали одним из самых перспективных молодых игроков мира. В свои 19 лет с рейтингом 2761 он подпирал первую десятку, а в рапиде с блицем, казалось, уже готовился столкнуть с пьедестала лидеров, Карлсена и Накамуру. Увы, удержаться на самом верху, стать постоянным участником супертурниров и борьбы за первенство мира Владиславу в последующие годы не удалось, зато он обрел семейное счастье, дважды стал отцом… Впрочем, от своих больших шахматных амбиций он ни в коем случае не отказался, – пускай играть и побеждать сейчас ему приходится в основном в России.

– До прошлого года ты играл в чемпионатах России четыре раза, в том числе в годы, когда был в мировом топе. Но тогда ни разу даже не вошел в первую тройку, а в двух последних – взял два «золота». Почему?
– Я думаю, в шахматах значение имеет не только рейтинг. На мой взгляд, не менее важным является накопленный опыт – как знания и навыки, так и опыт турнирной борьбы на высоком уровне. Сейчас у меня за плечами уже достаточно много турниров и матчей, я многое видел, оказывался в разных ситуациях и это, безусловно, помогает.

– Что за последние годы изменилось в тебе, в соперниках, может, в самом чемпионате России?
– Наверное, в целом, я стал чуть более собранным, по крайней мере, за доской во время партий. В отношении соперников сказать сложнее: кто-то стал сильнее, кто-то немного потерял в пробивной мощи. В этом году был достаточно сильный состав. Из тех, кто реально мог бы сейчас выступить в Барнауле и усилить состав, – это Женя Томашевский. В целом же состав суперфинала был близок к оптимальному.

– Что лично для тебя значит чемпионат России, считаешь ли этот турнир особенным?
– Для меня чемпионат России – всегда достаточно важный, статусный турнир. Тем более, что в этом году в нем разыгрывались пять путевок на Кубок мира, что являлось актуальным для меня. Рад, что сумел отобраться.

– Нравится ли тебе принцип формирования состава: высшая лига плюс персональные приглашения? Считаешь ли, что в нем обязательно должны играть все сильнейшие игроки, представляющие страну?
– По высшей лиге вопросов нет, там всё прозрачно. Что же касается персональных приглашений, то считаю, что для официальных турниров, таких как чемпионат России, это неправильно, независимо от того, кто именно получает такие приглашения. Всё-таки шахматы сейчас – жесткий спорт, а в нем должны быть исключительно спортивные принципы. Я так считаю. В идеале хотелось бы,ч тобы всегда играли все сильнейшие, включая Яна и Сергея (Непомнящего и Карякна – прим.), но это по разным причинам достаточно сложно осуществить в настоящий момент.

– Сильно ли потерял турнир, лишившись десятков гроссмейстеров, которые сейчас представляют другие страны и выступают под другими флагами? Хотелось бы тебе, чтобы все было «как прежде»?
– Наверное, немного потерял. Хотя, объективно, учитывая количество участников суперфинала (всего 12 человек), часть сильных ребят всегда оказывалась бы за бортом. Думаю, что со временем в стране подрастет достойная смена тем, кто сейчас уехал из России. Перспективные ребята у нас есть, так что я с оптимизмом смотрю в будущее.

– Есть у тебя объяснение динамике результатов российских игроков в псдение годы. Раньше мы были первыми по числу шахматистов в 2700, а сейчас «клуб» покинули ты, Есипенко, Дубов, по ходу турнира в Барнауле Грищук, который находится там 24 года. Что вообще происходит?!
– Вообще-то по итогам суперфинала у меня – 2701 (улыбается.). Откровенно говоря,рейтинг интересует меня не в первую очередь. Я играю в шахматы, стараюсь находить свою мотивацию и получать удовольствие от спортивной борьбы. В целом, 2700 в классику – это высокая планка, рейтинг поднимать не так просто, нужны соответствующие турниры и специальная подготовка к ним.

– Считаешь ли, что в сложившихся обстоятельствах чемпионат России – дополнительный шанс для молодых, которые в противном случае могли бы просто не пробиться в него? Ценят ли они этот шанс?
– Думаю, что ценят, стараются показать свои лучшие шахматы, получить необходимый опыт. Но, как мне кажется, у молодых всегда был шанс – в свое время Дубов, Федосеев, я и другие сильные ребята нашего поколения играли в высшей лиге, в случае хорошего выступления в ней попадали уже в суперфинал чемпионата России. Сейчас – все то же самое.

– Мог бы сравнить прошлогодний и нынешний чемпионаты России – как по составу, так и по содержанию?
– Что касается состава, в этому году он был несколько сильнее и борьба была гораздо интереснее, достаточно сказать, что все решилось поздним вечером в заключительный день чемпионата.

– Как оцениваешь собственное состояние в 2023 и 2024 годах – форма, настрой, удача?
– Думаю, на турнире в Царском селе моя форма была получше. Иногда немного везло в дебюте, да и состав был более удобным, пожалуй. Но и в Барнауле мне было странно жаловаться – по итогу всё сложилось удачно!

– Как считаешь, твой сумасшедший прошлогодний результат «+6» – это стечение обстоятельств или… ты действительно так всех превосходил? Мог бы назвать суперфинал-2023 своим лучшим в карьере?
– Отчасти и то, и другое. В прошлом году чувствовал, что здесь и сейчас я сильнее и при необходимости могу прибавить. Был ли он лучшим, не уверен – один из лучших, возможно. Скажем так, условная победа в мини-матче над Карлсеном (в 2021-м мне удалось выиграть матч из 4-х партий в рапид в рамках финального турнира онлайн-серии), если честно, для меня – более памятна. Но и победа в суперфинале, безуслоно, очень важна, всегда приятно стать чемпионом своей страны.

– Были ли у тебя какие-то предчувствия перед стартом – в том году и теперь? Понимал ли, что в Барнауле будет сложнее, чем в Питере? И если да, то в чем видел главную для себя опасность?
– Было чувство, что в этот раз «+6» я вряд ли наберу. Но и серьезной опасности не видел, понимал, что если буду играть хотя бы на достойном уровне, то в пятерке буду точно, а то – и в тройке.

– Кого считал главным конкурентом и оправдал ли он твои ожидания?
– Главными конкурентами считал Грищука и Дубова. Конечно, Есипенко сильный шахматист, но до этого турнира Андрей в суперфиналах не был в тройке, насколько помню. Считал, что многое будет зависеть от формы. В итоге Андрей играл довольно хорошо, и вполне мог выиграть чемпионат единолично – в последнем туре против Тимофеева у него был большой перевес, но партия закончилась вничью. И мы разыграли титул на тай-брейке. Также весьма высоко я оценивал шансы Наера, Матлакова и Понкратова – все они сильные шахматисты с большим опытом.

– Как складывался турнир, насколько уверенно ты себя чувствовал и какие партии назвал бы ключевыми для итоговых «+3». Считаешь ли, что по позициям, которые получал, ты не добрал?
– В первой половине был шанс в партии 2-го тура с Макаряном, хотя не могу сказать, что это был «головой момент». Эндшпиль у меня был перспективный, с шансами на победу, но в результате упорной борьбы сыграли вничью. В целом, турнир складывался спокойно,в некоторой степени даже буднично. Ключевыми стали все три мои победные партии на турнире, причем, каждая – по-своему.

– По ходу у тебя во многих партиях были цейтноты. Очего?
– Я в целом люблю подумать – вникнуть в позицию и найти хорошее решение. Плюс в современных шахматах очень многое зависит от дебюта, важно получить удобную для себя позицию.

– Насколько внимательно ты следил за конкурентами, контролировал ли гонку за первое место? Попытался бы как-то форсировать события, если понимал, что лишаешься шансов на «золото»?
– Конечно, как почти и всегда, я внимательно следил за ходом турнира, обдумывал разные сценарии, но большого волнения у меня не было – я просто играл в шахматы. Планировал действовать по турнирной ситуации, отталкиваться от самочувствия, настроения в конкретный день.

– Кто из соперников произвел наибольшее впечатление, кто удивил?
– Приятно удивили молодые ребята – Макарян, Гребнев и Нестеров. Думал, что ребятам придется непросто, но все они играли очень хорошо, с напором. У всех хорошее будущее, я думаю. Также запомнились некоторые партии – например, победа Есипенко над Грищуком, просто отличная партия. Также яркая победа Дани над Наером: замечательная атака, советую посмотреть всем ,кто еще не видел!

– Что по-твоему происходит с Грищуком в этом году?
– Я отношусь с большим уважением к Александру, объективно он – один из лучших наших игроков за всю историю шахмат в России. Временный спад бывает у всех,ничего страшного. Если у Грищука будет мотивация, то уверен, он еще не раз порадует нас прекрасными партиями и результатами.

– Почему Дубов фактически сыграл лишь 3 партии из 11?
– Мне кажется, что Даниил довольно практичен в подобных турнирах. Я думаю, что это была стратегия, которая,в общем и целом, оправдалась (Дубов попал в делёж 3-5-го мест и отобрался на Кубок мира – прим.). Думаю, что для многих ребят главной задачей в Барнауле была именно путевка на Кубок мира.

– Есипенко сыграл на своем уровне? У тебя есть объяснение, почему в последнее время он настолько нестабилен? Его история чем-то напоминает твою собственную: мощный рывок до 20 лет, затем долгий спад. И вновь – попытка вернуться в элиту. Как считаешь, есть ли у Андрея надежда на «перезагрузку» и новый штурм высот? Как, собственно, и у тебя!
– Уровень Андрея очень высок, в этом чемпионате он смотрелся хорошо. Я хорошо отношусь к нему, Андрей очень приятный парень и думаю, что он вполне может вернуть как высокий рейтинг, так и форму в самое ближайшее время – он же еще совсем молод. Но, как и у многих сильных игроков,важна мотивация. Будем бороться!

– То есть «крест» на нем ставить еще рано?
– Конечно! Как я уже отметил,Андрей ещё очень молод,так что подобные разговоры вызывают лишь улыбку.

– Когда выяснилось, что вам с Андреем предстоит играть тай-брейк за титул чемпиона, как оценивал свои шансы? У тебя ведь огромный перевес над ним как в рапиде, так и в блице!
– Я считал себя небольшим фаворитом. В таком коротком матче всё возможно, тем более Андрей Есипенко – опытный и сильный игрок, который, к тому же, хорошо готов в дебюте. Ожидал, что матч будет непростым. Так оно и получилось, несмотря на итоговую победу.

– Что случилось в 1-й партии тай-брейка? На что ты потратил так много времени и почему все шло так неудачно?
– Всё просто! Андрей переиграл меня на выходе из дебюта. Я не был знаком с тонкостями этого варианта, и не нашёл удачный план.

– С чем была связана такая неуверенность Есипенко при реализации: у него была лишняя пешка, 10 минут к твоей 1… Но чуть ли не каждый его ход был среднего качества, тогда как ты играл агрессивно и точно?
– Наверное, после тяжелого турнира накопилась некоторая усталость,плюс близость цели обычно сильно давит, даже на опытных игроков. К тому же, заключительная партия Андрея с Артемом Тимофеевым длилась порядка 4 часов. У меня же перед тай-брейком было чуть больше времени на отдых.

– Есть ли у тебя объяснение его столь грубому зевку в ладейнике?
– В тот момент от белых уже требовалась аккуратность, а времени на часах было мало. Плюс на исход повлияла резкая смена ситуации.

– Есипенко так же неожиданно и быстро развалился во 2-й партии. Что в этот момент испытывал: радость от того, что все закончилось или, может, некоторую досаду, что не получилось полноценной борьбы?
– Перед Андреем стояла сложная задача: выиграть черными по заказу, что обычно очень непросто. После 2-й партии я почувствовал облегчение, и расслабился. Конечно, я был доволен, что выиграл.

RussiaChamps.jpg

– Что второй титул чемпиона России значит для тебя – это просто «еще одна победа» или, может, что-то особенное?

– Я считаю, что такая победа закаляет характер, так как была одержана в сложной, неясной борьбе с сильными конкурентами. Пожалуй, поставлю ее повыше своей прошлогодней победы, так как в тот раз всё шло достаточно комфортно.

– Планируешь защищать звание в следующем году? Как это ни странно, ни одного трехкратного чемпиона России нет!
– Посмотрим. Не буду загадывать… До следующего чемпионата целый год. Приму решение по обстоятельствам. – Какие вообще планы? Как оцениваешь свою карьеру, на каком этапе она сейчас находится? Чего бы тебе еще хотелось добиться в будущем, и что ты собираешься для этого сделать?
– Надеюсь, что получится выступить в Global Chess League в октябре, в Лондоне, но это будет зависеть от решения по визе (пока – в процессе). Возможно, на несколько дней прилечу в Сочи в октябре, хотел бы помочь нашей команде из Казани на командных ЧР по рапиду и блицу.

– Есть ли кто-то, кого хотел бы особенно поблагодарить за этот успех?
– Хотел бы поблагодарить Владимира Поткина, с которым у нас хорошие рабочие и просто человеческие отношения. Всегда могу обратиться к нему за советом, обсудить любые шахматные моменты и не только… Также традиционно благодарю за поддержку всю свою семью, спасибо вам!