Все статьи
«Революция» Карлсена-Фишера изменит мир! Магнус снова выходит на тропу войны с ФИДЕ…
23 ноя 2024, 11:00
О том, что официальные шахматы в своем нынешнем изводе предельно архаичны, давно отстали от стремительно меняющегося мира, и никак не реагируют на запрос людей, играющих в них и следящих за ними, за последние 20 лет не говорил только ленивый... Упорно следуя в фарватере XX века, защищая традиции и устоявшиеся ценности, они еще никогда с такой скоростью не теряли своих поклонников. И если матчи за шахматную корону Фишера со Спасским или Карпова с Каспаровым были на слуху и вызывали всемирный интерес, сейчас мало кто в толпе без запинки ответит на вопрос, а кто сейчас чемпион мира?! Да шахматы просто перестали быть элементом мировой культуры, уступили место, может, сиюминутным и несерьезным, но вызывающим у людей интерес, привлекающим их внимание вещам. Теперь никому даже в голову не придет поставить в один ряд Месси, Криштиану, Леброна или Федерера с Карлсеном, хотя в своих областях это – фигуры вполне соизмеримого масштаба, имеющие одинаково фундаментальное значение… Все дело в том, что они не просто уникальны для своих видов спорта, а в том, что им удалось выйти за рамки спортивной площадки, стать частью культурного кода человечества. Шахматы же такого влияния на мир больше, увы, не оказывают. Они оказались вещью в себе, зажатой в рамки узкой аудитории.
Застрявшие во времени шахматы перестали быть модными. Клетчатая доска с набросанными на ней фигурками – демонстрацией образа интеллекта. То, что было на протяжение почти двух столетий, безвозвратно исчезло. Чтобы стать интересными миру, им фактически надо переизобретать себя, заново строить свою самоидентичность.
Да о чем говорить, если международная шахматная федерация, упрямо держась за свои, давно никому не нужные «традиции», отказала в короне единственному игроку, который делал разницу (Карлсен всего-то и хотел изменить формат матча, определяющего чемпиона, чтобы сделать его более напряженным, интересным публике), а в самом розыгрыше первенства мира незаметно заменило слово world на FIDE. Как говорится, почувствуйте разницу.
Исходя из всего этого, даже странно, что Карлсен взялся за переустройство шахматно мира столь поздно…
Тезисы пятикратного чемпиона мира настолько очевидны, что с ними сложно не согласиться:
– классические шахматы – это зло, никто больше не хочет играть так медленно
– дебютная теория слишком сложна, игра превратилась в соревнование памяти
– никакого перевеса у белых нет, и судьба партии должна решаться за доской
– игра должна доставлять удовольствие, а не превращаться в скучную рутину
Какой из этого следует вывод? Надо по возможности раскрепостить игроков, избавить их от призраков прошлого и убрать то, что превращает шахматы в рутину, сделать игру ярче, динамичней и содержательней. Пусть не всем, но многим из этих запросов отвечает Chess960… В свое время Каспаров, комментируя изобретение Фишера, с легкой издевкой сказал, что «Бобби не захотелось учить теорию, которая появилась за 20 лет его отсутствия в шахматах», – вот он и придумал игру, которая «убивает» все ее наработки, предлагая начинать игру «с чистого листа».
Но если бы дело состояло только в этом. За последние годы в шахматном мире то здесь, то там возникали люди, до беспамятства влюбленные в шахматы Фишера… Достаточно вспомнить фестивали Chess960 во Майнце, которые на протяжение восьми лет (с 2002 по 2009 год) привлекал к себе всех ведущих шахматистов мира и даже разыгрывал неофициальное звание чемпиона мира. Но не было, что называется, политической воли, которая могла бы вывести эту игру из разряда развлечения, способа отвлечься от «серьезных шахмат» – в нечто самостоятельное. Не было и игрока, настоящего амбассадора, за которым пошли бы остальные. Те же Свидлер, Аронян или Накамура, которые в разные годы носили титул лучшего в эту игру, сами относились к нему несерьезно – ну, чемпион и чемпион.
Даже Карлсен, когда в 2018-м внезапно сыграл в Норвегии матч с Накамурой в Chess960 не мог понять, насколько все это серьезно. Казалось, что ему, выигравшему всё и вся, просто захотелось присовокупить себе новый титул. И не случись на следующий год разгромного порождения от Со (13,5-2,5), может, все оно так и осталось бы на уровне развлечения. Но, во-первых, это пошло в разрез со спортивным характером Магнуса, который не мог вот так просто проиграть кому-то, да еще так крупно, и забить на это. А, во-вторых, именно в это время он начал пересматривать собственные шахматные ценности, – и созрел до того, чтобы запросто отказался от титула «чемпион мира».
До окончательного решения он дозревал еще несколько лет. В 2022-м пришел к отказу отказа от матча за корону, в 2023-м – к «новому пути» в шахматы Фишера, а через короткое время – объявлению мировой серии по ним.
Трудно сказать, насколько прямолинейной была дорога Карлсена к такому решению, не найдись сразу в Германии скучающий миллионер, да впридачу еще и личный фанат Магнуса, Ян Хенрик Бюттнер, который выразил желание с легкостью найти десяток-другой миллионов, и стать верным партнером чемпиона мира в этом направлении.
Их первый совместный шаг в этом направлении – февральский турнир в Гамбурге Freestyle Chess G.O.A.T. Challenge – получил восторженные отклики в прессе причем далеко не только в шахматной. Да и реакция зрителей была не в пример бурной. Шикарный эксклюзивный курорт, обстановка богатства и аристократизма, буйство красок (да взять хотя бы разноцветный прикид, в котором выступали игроки), постоянные эмоции и улыбки – это было совершенно не то, к чему в современных шахматах с искусственно навязанной серьезностью нас приучали десятилетиями.
При этом содержательная часть никоим образом не страдала… Все было не понарошку – сильнейшие шахматисты мира бились не на жизнь, а на смерть. Тот же Карлсен просто костьми лег, чтобы вырвать победу и потом стоять на закрытии турнира с довольным лицом рядом с Бюттнером. Тогда же, не отходя от кассы, Магнус и Ян Хенрик сразу анонсировали целую серию турниров Freestyle Chess, в которую будет вложено порядка $12 млн., совокупно раза в 3-4 больше, чем ФИДЕ каждые два года инвестирует в цикл розыгрыша первенства мира от начала до конца.
Про такие деньги в шахматах не слышал – тем более, не получал – никто и никогда! На этом фоне меркли вложения Синкфилда в знаменитые турниры в Сент-Луисе, элитный Кубок мира 1988/89 годов и даже легендарный Intel Chess Grand-Prix, который при первом призе в размере $40,000, по легенде, «сделал шахматистов миллионерами».
Спустя несколько месяцев Бюттнер разочарованно заявил, что никто из организаторов этапов не хочет вкладывать в проект свои деньги, надеясь провернуть все за счет его собственного Left Lane Capital… Но уже к лету проект был вчерне готов: взаимопонимание найдено, места проведения этапов серии забронированы, в канун же матча ФИДЕ за ее корону между Дин Лижэнем и Гукешем, Freestyle Chess в Сингапуре проведена презентация серии вместе с 1-м и 2-м игроками мира Карлсеном и Каруаной (они словно подчеркивали разницу между участниками и ставками каждой из конкурирующих концессий – ведь корону ФИДЕ будут оспаривать только 22-й и 6-й шахматисты).
Подстать мероприятию был и весь антураж. Снова все дорого-богато! Шикарная яхта, эксклюзивные одежды (чего стоит хотя бы «гусарский» наряд Бюттнера), студии, репортеры, съемки точно это не шахматисты, но супермодели на очередном показе мод… Самое главное, что это не выглядело какой-то нарочитой показухой, но корпоративным стандартом, которого будут придерживаться, и в рамках которого пройдет каждое из следующих событий Freestyle Chess (или более широкой вселенной, которую видят для себя компаньоны). Это не просто рождественская раздача слонов, а попытка, очень хочется верить, что успешная, – создать образ, по которому в будущем будут оценивать и шахматы, и шахматистов. В конце-то концов, чтобы стать нищим, никаких особых талантов и не требуется.
В начале года организаторы Freestyle Chess говорили о том, что хотят устроить турниры на всех пяти континентах… Судя по расписанию на 2025-й идея будет реализована едва ли не полностью – не хватает только Южной Америки да Австралии, при этом в Европе пройдут два первых этапа серии. Каждый из них будет длиться по 8 дней:
– 7-14 февраля, Вайсхаус, Германия
– 8-15 апреля, Париж, Франция
– 17-24 июля, Нью-Йорк, США
– 17-24 сентября, Дели, Индия
– 5-12 декабря, Кейптаун, ЮАР
Полный состав участников серии пока не называется. Согласно предварительной идее в игре примут участие лишь те, кто имеет в классику рейтинг 2750 и выше, а таких в мире сейчас 10 человек. Судя по всему договоренности об участии есть с восьмеркой Карлсен (2831, 1-й номер, Норвегия), Каруана (2805, 2, США), Накамура (2802, 3, США), Абдусатторов (2777, 6, Узбекистан), Фируджа (2763, 7, Франция), Ананд (2750, 10, Индия), Аронян (2739, 14, США) и Каймер (2733, 21, Германия). Пока нет ни одного из тройки индийских продиджи Гукеш, Эригайси, Прагг, нет среди приглашенных и пока еще действующего чемпиона Дин Лижэня, нет никого и из российских шахматистов.
Формат, судя по всему, будет таким же, как в Гамбурге (вернее, Вайсхаусе) в этом году. Восемь игроков в круговом турнире в рапид определяют свои позиции в сетке плей-офф, после чего начинается игра на вылет, где матчи будут состоять из двух классических партий и, при необходимости, тай-брейка. Итого до победы – шесть партий.
Нет сомнений, что призовые фонды этапов Freestyle Chess (по заявлениям, они будут варьироваться от $750,000 до $1,000,000) станут главной притягательной силой в современных шахматах, ну а битва за место в отборе (один или несколько участников каждого штаба не будут приглашенными) пойдет не на жизнь, а на смерть. Когда же (и если) появится такой флагман, за ним быстро выстроится цепочка соревнований попроще, которые и будут формировать будущую повестку (и календарь) шахматных соревнований в мире… Так начинала ATP в теннисе, NBA в баскетболе, да всякая существенная сила в современном спорте. Конкуренция, привлекательность и, конечно, деньги.
Ах, как хочется, чтобы у Магнуса и Ко всё получилось. Ведь, если получится у него – в выигрыше будут все!
Материал подготовил: Евгений Атаров
Фото: сайт Freestyle Chess
Официальный сайт серии
Читайте также