Команда Русской шахматной школы – самая молодая в российской премьер-лиги, и всего-то на третий год своего существования она во второй раз выйдет на старт в самом престижном командном турнире страны. Выйдет с амбициями и ожиданиями. Важно, что в ее составе нет случайных людей – каждый из участников так или иначе связан с РШШ, с ее создателями или тренерами, а опыт совместных выступлений только придаст им дополнительных сил.

О том, как собирались команды РШШ (а в 2024 году в Сочи она будет представлена сразу аж тремя коллективами – во взрослых в премьер, в высшей, а также в детской лиге) и какие стоят перед ней цели, и вообще, какой прок от их участия школе, рассказывает основатель, главный идейный вдохновитель и «мотор» инициатив русской шахматной школы Антон Кузин.

– В какой момент пришла идея создать команду от РШШ? Как и когда это произошло?
– Всего два года назад! С подачи папы одного нашего ученика, Саввы Ветохина – Дмитрия, а также главного тренера школы Георгия Кастаньеды. Мы собрались, подумали и фактически на ровном месте сформировали команду для высшей лиги 2022 года. Это оказалось не так уж сложно. В ней, помимо Ветохина, играли ещё два гроссмейстера – Гордиесвкий, который в тот момент был нашим постоянным тренером и работал с сильнейшими учениками РШШ, а также Кряквин, который периодически подключался к нашим проектам и тоже проводил уроки для учеников. Пригласили ещё талантливого юниора, но на тот момент ещё далеко не чемпиона мира и Азии в своих возрастах, Гребнева. Я на тот момент о нём лично ничего не знал. Но мы, конечно, угадали с Алексеем.

– Команда – твой личный проект или с самого начала у неё были спонсоры, партнёры?
– Это чисто проект школы. В этом году у РШШ будет уже три команды. И, несмотря на то, что у нас в составе нет элитных гроссмейстеров с рейтингом под 2700, всё равно это удовольствие не из дешёвых, об этом вам скажет каждый капитан команды. В этом году удалось привлечь в партнёры университет «Синергия». Это – отличная новость, которая во многом может изменить нашу политику в будущем, ведь на этом наши отношения только начинаются. Мы открываем в «Синергии» кафедру шахмат, что станет важным событием для школы.

– Как удалось так быстро пробиться наверх, ведь вы с первого захода прошли высшую лигу?
– Да, сам удивился: пробились с первого же раза, заняв второе место… Я тогда не занимался серьезно составом, думал, это пробный старт, посмотрим, как пойдёт, что делать с командой дальше, а вот как повернулось! РШШ третий год, а мы уже два года – в премьер-лиге!

– Есть ли у команды какой-то костяк, по какому принципу она собирается?
– В прошлом году на премьер-лигу мы собрались буквально в последний момент. Поскольку внешнего финансирования тогда не было, а я сомневался, стоит ли везти команду за свои, то тянули до последнего, и предложили только тем, кто был свободен – Паравяну, Нестерову, двум прекрасным девушкам, Шуваловой и Баделько. Остальных я называл. В том же году решили, раз вышли в премьер-лигу, это – хороший стимул создать вторую команду, в которой могли бы играть наши ученики… Так что принципиальный вопрос: играть или не играть, уже не стоял. А когда появилась поддержка от «Синергии», стало еще проще.

– Кто главные «звезды» РШШ, на кого ты делаешь ставку?
– Я бы не стал как-то разделять команду, она – единое целое, в этом её сила. Но не скрою, мы очень рассчитываем на молодых игроков. Внимательно следил за чемпионатами мира среди юниоров, где Нестеров выиграл «серебро» в турнире до 20, а Гребнев – «золото» до 18. Меня эти результаты впечатлили, и я решил, что эти двое точно должны составить костяк команды в этом году, да и в дальнейшем. В конце концов, мы – школа, должны ориентироваться в первую очередь на молодых, таким должен быть состав команды! В нём должны и будут играть те, кто имеет потенциал сначала для попадания в мировой «топ-100», а потом и выше.

– Команду, как и год назад, возглавил Паравян?
– Да, сохранить Давида было принципиально важно. Это сильный молодой гроссмейстер – он играл ещё у меня в турнирах в ЦДШ, имея тогда рейтинг где-то 1800–2000. Верим и надеемся на него, он хорошо проявил себя в прошлом году, и обязательно проявит себя в этом.

– Сохранила своё место в команде и Шувалова.
– Да, Полина – одна из сильнейших девушек нашей страны, и несколько лет назад только чудо не позволило ей стать чемпионкой России. С ней мы тоже знакомы много лет, всегда следим за её успехами и болеем. Поэтому я, конечно, рад, что Шувалова играет за РШШ.

– Почему нет Ветохина, с которого, собственно, и начиналась команда РШШ?
– Савва сейчас играет за Питер, хотим пожелать ему успеха. Поэтому в этом сезоне команду пополнили два гроссмейстера: Владимир Захарцов и опытный москвич Евгений Воробьев.

– С Захарцовым мы уже знакомили читателей, а кто такой Кухмазов?
– Арсен – крепкий международный мастер, держит 2500 и отлично вписался в команду.

– Если команда выступит достойно, стоит ждать пополнения из элитных игроков?
– Скорее всего, да. Мы вели некоторую работу в этом году, но всё-таки отложили эту идею на следующий год… Развитие, в том числе команды, должно происходить постепенно.

– Чего ждёшь, какой результат команды посчитаешь: хорошим – терпимым – плохим?
– Я принципиально не ставлю каких-то строгих задач. Понятно, что плохим результатом будет вылет из премьер-лиги, но такого мы не ожидаем. Нацеливаемся на место в верхней половине таблицы (напомним, что в турнире 10 команд – прим. Е.А.), а там – как пойдёт.

– Как в целом оцениваешь состав премьер-лиги? Кто фаворит чемпионата России?
– Особо не слежу за составами. Традиционно одним из фаворитов будет Москва, наверняка – «КПРФ». Игорь Петрович Ягупов собирает мощные составы. Если приедут команды из Питера и Казани, они точно будут тоже бороться за медали. А кто победит – посмотрим.

– Могут ли вернуться старые добрые времена, когда большинство команд состояли сплошь из гроссмейстеров, в турнире играли звезды, в том числе из первой мировой десятки?
– Думаю, что у любого турнира есть взлеты и падения. Достаточно посмотреть на футбольную серию А. Когда-то итальянцы были с отрывом №1 в Европе, диктовали моду, и там играли все лучшие игроки мира, но затем они сдали позиции сначала испанцам, теперь же полностью – английской премьер-лиге. А ведь в 90-е годы до АПЛ никому, кроме самих англичан, не было дела. Ситуацию изменил рост популярности «МЮ», а затем и «Арсенала». Сейчас эти клубы стоят миллиарды, а каких-то 20 лет назад Абрамович купил «Челси» за один фунт.

– То есть можно ожидать возрождение и российской шахматной премьер-лиги?
– Почему бы нет? Сейчас у командника, на мой взгляд, начинается новый подъём. Во-первых, 103 команды – это говорит о самом массовом турнире. Во-вторых, спонсором стал «Фонбет», что повлечёт за собой рост интереса СМИ и, соответственно, болельщиков… Чем престижнее сам турнир, тем в итоге в нём будут принимать участие всё более сильные игроки и команды. Говорить, что вернутся 2010-е, когда за российские команды играли звёзды первой величины, а конкуренция была просто бешеной, не могу, но возможности для этого точно есть.

– Участие букмекеров из «Фонбет» придает особый шарм: на шахматы особо не ставят…
– Наверное, увидели в этом направлении хорошую перспективу для себя… Благодаря такому мощному партнеру на турнире впервые будет организована онлайн-трансляция партий. Она пройдет на нашем ресурсе – ChessOpen.ru. Эфир, комментарии гроссмейстеров, все дела!

– Обсуждая феномен командных турниров, невольно задаешься вопросом: а для чего вообще люди вкладываются в команды? Неужели это настолько престижно?
– Для нас это часть общего развития школы. Своего рода пирамида: есть детские турниры, есть взрослые, а есть команда. Наши ученики сразу видят, к чему стремиться, перспективу. И те из них, кто поедут сейчас в составе команды РШШ на высшую лигу чемпионата России, получат уникальную возможность повариться в этом котле: общаться, анализировать партии с гроссмейстерами и т.д. Всё это не может не дать им серьёзного роста в игре.

– Но ведь дорого же, черт возьми, а призы в команднике номинальные!
– Да, дорого. Но лично я с детства – любитель командных турниров, они очень хорошо влияют на индивидуалистов-шахматистов со всех точек зрения. Я часто и много пишу про индустрию в целом… Так вот, для всех шахматистов и клубов важно, чтобы престиж главного командного чемпионата страны постоянно рос. Только тогда будут появляться и новые спонсоры, и новые команды, да и в целом будет, наконец, расти интерес к шахматам в России.

– Была бы возможна нынешняя команда РШШ без участия университета «Синергия»?
– Наверное, была, но она, конечно, была бы другой. Доволен, что мы начали работать с одним из крупнейших университетов страны. И участие «Синергии» в команде – не про спонсорство на конкретном турнире. Это – длительные отношения в шахматном образовании, результатом которых стало открытие кафедры шахмат «Русской шахматной школы» на факультете спорта в университете, что произойдет уже в этом году. Будем готовить там новые кадры.

– Неужели в России не хватает шахматных тренеров?
– Как оказалось, да! Сказал бы, что тренерских и организаторских кадров не хватает остро. Даже в РШШ, несмотря на то, что у нас в школе сейчас работает около 100 тренеров... Вместе с «Синергией» мы откроем ряд образовательных программ по повышению квалификации для переподготовки учителей, на следующий учебный год будем пытаться запустить бакалавриат, и пойдём по нарастающей. А одним из ключевых курсов станет онлайн-обучение шахматам, чтобы необходимые навыки могли получить все, независимо от места проживания.

– Что ж, остаётся только пожелать удачи столь масштабной образовательной программе, ну а прямо сейчас – хорошего выступления для команды РШШ!
– Цель кажется очень привлекательной. Так что приложим все силы…