Выступление команды «Русской шахматной школы» на командном чемпионате России – одно из самых ярких и неожиданных открытий в Сочи. Она ехала «темной лошадкой», не до конца сознавая свою силу и слабость, но по ходу турнира нашла себя и выдала запоминающийся перформанс, четко распределив ключевые места в финальной табели о рангах в России.

Выступление «РШШ» в 2024 году отчасти стало неожиданностью и для создателя команды, ее капитана и вдохновителя Антона Кузина. По его собственным словам, оно заставило изменить его отношение к командным турнирам, их роли и значению для развития проекта школы.

– Начнем с того, как ты оцениваешь выступление команды «РШШ» в Сочи? По шкале: хорошо, отлично, невероятно? Всего две недели назад ты говорил, что не до конца понимаешь, для чего школе нужна своя команда в премьер-лиге чемпионата России…
– Оцениваю очень высоко. Причем, обеих наших команд, в "вышке" – тоже. Что до эпитета? Я бы сказал «невероятно», если «РШШ» стала бы чемпионом! А тройка – это как раз то, про что мы думали, о чем говорили перед стартом… Результат второй команды в высшей лиге – ближе к невероятному, учитывая соперников и то, что мы шли поверху, а не поднялись снизу.

– Говоря перед стартом, что «ничего особого не ждешь» и что просто хотел бы, чтобы команда финишировала в верхней половине таблицы, – ты лукавил?
– Нет, не лукавил. Дело в том, что для меня, включая и любые личные турниры наших учеников, результат никогда не стоит на первом месте. Всегда оцениваются проекты на дистанции.

– Может, в этом крылась попытка снять с ребят напряжение? Что вообще лучше в команднике: играть с четко определенной заранее целью или «просто играть в шахматы»?
– Лишнее напряжение никогда не идет на руку. Для меня всегда лучшая модель – это «просто играть». Чтобы люди получали удовольствие от процесса, а ожидание результата не давило… В истории любого спорта есть спортсмены или команды, которые руководствовались моделью «победи или умри». Мне она не близка. В итоге все равно всё решает случай, удача.

– Твое настроение, отношение к команде, ожидание как-то менялось по ходу турнира?
– Да особо никак. Понятно, что выигрывать всегда приятнее, чем проигрывать. Но поражение в первом же туре от прямого конкурента тоже не сильно омрачило мне вечер…

– Сейчас, когда все осталось позади, веришь в реальность того, что сделала команда?
– Верю. Но, подчеркиваю, я не считаю, что произошло что-то невероятное. В конце концов, мы имели третий стартовый номер, на третьем месте и закончили… Другое дело, что сам процесс принес мне большое удовлетворение. Как, впрочем, и всем игрокам нашей команды.

– В какой момент команда стала преображаться, по-настоящему верить в свои силы?
– Думаю, важным был матч второго тура с командой Московской области. После поражения в матче с Новосибирском мы снова играли с довольно сильным соперником, и матч шел на три результата: победил Гребнев, но не устояла Шувалова. В итоге все решилось на первой доске, где Паравян в сумасшедшем цейтноте и в тяжелой позиции смог оказаться сильнее Гареева… Ну а ничья с «КПРФ» показала: мы можем на равных бороться даже с топ командами.

– Какие матчи чемпионата ты назвал бы ключевыми и почему?
– Вообще не стал бы делить матчи на важные и неважные, за каждый дают два очка. В плане уверенности в своих силах многое изменилось после разгрома «Беларуси». Можно выиграть, но когда ты побеждаешь сильного соперника «+3», обретается уверенность.

– Какие установки получала команда перед «Беларусью», «КПРФ», «ШСМ»?
– Да не было у нас специальных установок. Мы по доскам и по цветам особо не подгадывали под конкретных соперников. Просто выходили на каждый матч – и играли.

– Давай пройдемся по тому, кто как себя проявил. По окончании турнира ведь это уже можно сделать? Ты много говорил про Паравяна, что мог бы добавить еще к этому?
– Мне кажется, Давид был настоящим лидером. Проявил себя выше всех похвал. Даже когда у него не было возможности помочь нам в трех последних турах, он помогал команде.

– Почему, кстати, его не было на финише?
– У него было пересечение с крупным онлайн турниром, мы с Паравяном изначально об этом договаривались, все в команде об этом знали. Поэтому все нормально.

– Паравян два года подряд играет за «РШШ» на 1-й доске. Ты доволен?
– Важно, конечно, иметь такого игрока в команде, который и держит первую доску, и приносит такие важные победы, как было в партиях с Гареевым и самим Грищуком (в первом случае мы выиграли у Мособласти, во втором – сделали ничью с «КПРФ»), а кроме того каждый вечер не уклоняется, а активно принимает участие в анализе партий с партнерами по команде.

– Как проявил себя Нестеров. Может ли он в будущем стать лидером?
– Он не только может, он – уже один из ключевых лидеров команды. У него в этом турнире был самый тяжелый график: 6 партий черными. Тем не менее Арсений справился и закончил «+2», а в последнем туре удержал ничью против Есипенко. Он вообще не проиграл ни разу! Мне очень пришелся по душе его подход к позиции в вечерних разборах… Это анализ нового поколения, он основывается на точных оценках компьютера, на несколько ином понимании шахмат, во всяком случае, по сравнению с тем, что прививали мне.

– Гребнев – главный ветеран «РШШ». Как он проявил себя в этой команде? Есть ли желание в дальнейшем как-то плотнее ассоциировать его с «РШШ»?
– Да, удивительно: он самый молодой в команде, но уже – главный ветеран. К слову, Алексей в данный момент – самый молодой гроссмейстер России. Сыграл в Сочи «+3». Но мог набрать и больше. Уверен, сила его игры будет и дальше расти такими же высокими темпами.

– Рад, что оба этих молодых парня играют именно за «Русскую шахматную школу»?
– Да, я уже говорил, но повторюсь: участие в команде именно Нестерова и Гребнева было для меня основополагающим в этом году. Они стали уже визитной карточкой «РШШ».

– Как Кухмазов оказался на 4-й доске? Оправдал ли ожидания?
– С первыми тремя досками было сразу понятно. Порядок же, в котором сядем на следующих трех, обсуждали всей командой, и это было общим решением. Арсен получил 4-ю доску, и в итоге выступил вполне достойно. Обидное поражение в последнем матче не должно портить впечатления от его игры, его значимость для команды. Впечатляла его уверенность, позитив и заряженность на результат в каждой партии. Очень импонирует и ценно для команды!

– Выступление Шуваловой – отдельный разговор. Полина всегда отлично влияет на атмосферу в команде, но… ее постоянные то взлеты, то падения не заставляли нервничать?
– В начале турнира Полина будто набирала форму… Прошла через поражение, но выиграла в матче с «Воронежем». Во второй половине она играла значительно увереннее, а в последнем туре это привело к качественной победе над очень сильным игроком – Звягинцевым. Я рад, что Шувалова была в нашей команде. Это принесло пользу нам и, уверен, ей самой.

– Если появится женская команда «РШШ», Полина возглавит ее или останется в главной?
– На сегодняшний момент женской команды пока в планах нет, так что нет и вопроса.

– Неоднозначно выступил и Захарцов: с одной стороны он многовато проиграл для 6-й доски, с другой его победы в отдельных матчах нередко становились ключевыми для команды.
– Да, Володя играл с перебоями, но принес важные очки команде, и в целом отлично вписался в коллектив. В последнем туре он также прошел через поражение, но... в итоге выигрыш на его доске оказался ключевым для положительного исхода матча со сборной Москвы.

– Воробьев помог или он просто «закрыл доску», чтобы в команде была ротация?
– Помог и очень сильно! Женя вселял уверенность в ребят, добавил мощи и дал качественный результат. И да, он помог ротации, что тоже существенно на дистанции в 9 туров.

– «РШШ» выставила не полный состав, только 7 человек. Ты говорил, что 7 – даже удобней, не надо ломать голову, кому отдыхать. Продолжаешь придерживаться этой точки зрения?
– Думаю, что семь человек вполне достаточно для команды. У нас вообще так получилось, что последние три тура по факту было только шесть игроков, мы играли без замен… Ничего, никто не сломался, замены не просил. Пока не загадываю, как будет на следующий год.

– То есть вариант, что в «РШШ» появится восьмой игрок есть?
– Да, мы подумаем, стоит ли нам взять еще одного игрока.

– Образа команды-2025 еще нет? Хотя бы теоретически…
– Цели на следующий год будем ставить, исходя из состава, который будет у «РШШ»… Как я уже говорил, сперва осенью примем участие в рапиде и блице, а там уже посмотрим.

– Речь о нынешних игроках команды или о потенциальных новичках?
– Пока не думал конкретно об этом. Впереди целый год… Будем смотреть за выступлениями, в том числе, и в первую очередь, – за молодыми игроками, которые есть в России.

– Хорошо известно, что ты довольно экономно относишься к финансированию, не швыряешься деньгами как многие другие. В этом году «РШШ» помогал Университет «Сигергия», но будь у тебя больше возможностей, тратил бы на игроков и в целом на команду больше?
– Да, университет «Синергия» сильно помог нам в создании именно этой команды. А в целом, будь у «РШШ» больше спонсоров, вряд ли я стал бы менять политику команды и приглашать в нее дорогих звезд. Скорее – сделал бы акцент на серьезном промо команды. Имею в виду, что делали бы свои трансляции, прямые эфиры, рекламную кампанию… Гораздо важнее, чтобы о команде знали, болели, следили за ней, чем вбухивать деньги в контракты игроков.

– Образно говоря, команда «РШШ» – это витрина «Русской шахматной школы»?
– Конечно. Вижу это частью общего проекта школы.

– Как с этой точки зрения оцениваешь выступление второй команды? Достигла она цели?
– Вот здесь у меня полное удовлетворение! Команда в «вышке» провела отличный турнир. Все наши ученики сильно подняли рейтинг, поняли, что могут играть на равных, выиграть у людей, чьи рейтинги на 200-300 пунктов выше. Это придаст им огромную уверенность.

– Кого хотел бы выделить из команды прежде всего?
– Все ребята – молодцы! Рад за Семена Новожилова: он был настоящим лидером команды, на 1-й доске, сыграв против пяти гроссмейстеров и двух международных мастеров. Набрал «+2» и поднял 50 пунктов рейтинга. Думаю, турнир поможет ему в дальнейшем прогрессе.

– Кто еще блеснул?
– Артему Ярикову (наша 3-я доска) было сложно, но партии были яркие, а результат хороший: прибавка в «+75» пунктов говорит о многом. Ну, а Дима Руденко – наш джокер. У него 6 очков и «+170» очков рейтинга – это вообще сложно себе вообразить. Наш старший тренер Георгий Кастаньеда сразу мне говорил, что ждет хорошего выступления от Димы, и не ошибся.

– На 2-ю доску вы поставили тренера – Сергея Юдина. В одном из своих дневников, помнится, ты восхищался, как он умудряется все успевать: и анализировать партии, и давать советы при подготовке к партиям, и играть самому, и даже вести еще занятия в онлайне…
– Да, за такие турниры ему надо ставить памятник. Он готовил еще и нашу детскую команду и давал уроки в школе. При этом Сергей не проиграл ни одной партии на своей доске, принес в копилку команды «+2». Это не укладывается у меня в голове. Невероятная работа!

– Кстати, возможна ли в будущем ротация между первой и второй командами?
– В идеале хочется, чтобы за команду «РШШ» играло как можно больше наших учеников… Не могу сказать, что это произойдет прямо сейчас, но мы об этом, конечно, думаем.

– Команда школы из парней «до 14» выступила неплохо. Почему не было девочек?
– Да, это упущение. Мы хотели ее собрать в этом году – у нас много сильных учениц, но… все они из разных регионов. Так что проблема в регламенте турнира – то, что надо три участника из одного региона. В следующем году будем думать, чтобы предпринять, чтобы справиться с этой проблемой, и иметь возможность выставить команду девушек.

– Ты писал, что по ходу этого турнира изменил свой взгляд на командные соревнования, и на будущий год хочешь взяться за это направление всерьез. Сейчас, по окончании чемпионата в Сочи, столь успешного для «РШШ», это желание только окрепло?
– Спортивным шахматам мы и так уделяем довольно большое внимание. Думаю, что в новом учебном году еще усилим это направление и тренерский состав. Мы будем больше внимания уделять массовым выездным турнирам – первенствам и кубкам России, в первую очередь, – так что изменение взглядов на главный командный турнир страны полностью в русле.

– Это будет самостоятельный проект или же в конечном счете все направлено, чтобы поднять силу и престиж бренда «Русская шахматная школа»?
– Развитие спортивного направления возможно только тогда, когда есть финансовая основа. А поэтому, развивая команду, мы не забываем и про основные продукты: сборы, онлайн-школа, софт. Впереди у «Русской шахматной школы» интересный год… Двигаемся дальше!