Если попытаться назвать самого успешного игрока России в 2024 году, то выбор, скорее всего падет на Алексея Гребнева из Тольятти. В год своего 18-летия он достиг чуть ли не всех поставленных целей.

Во-превых, он, наконец, оформил гроссмейстерский титул, взяв первый приз в рейтинговом турнире в Ереване. Во-вторых, попробовал свои силы в суперфинале чемпионата России, где не проиграл ни одной партии и занял 6-е место. В-третьих, второй год подряд завоевал два «золота» в чемпионатах мира и Азии в своих возрастах.

Как и у каждого спортсмена, были у него и неудачи, но он прошел их с высоко поднятой головой, – и стал еще сильнее. Чего ждать от Гребнева в 2025-м? Этого пока не знает и он сам, но динамика его результатов наводит на самые смелые фантазии. Ждем от постоянного участника команды «Русской шахматной школы» новых побед!

– Мог бы ты назвать прошедший год лучшим в своей шахматной карьере?
– В течении года у меня были разные результаты, не столь стабильные, как мне бы хотелось. В целом, уходящий год можно считать достаточно хорошим и интересным.

– В конце 2023 года года, когда о тебе начали постоянно говорить, стал ли ты чувствовать груз ответственности и то, что теперь не можешь себе позволить посредственных результатов и должен все время соответствовать ожиданиям?
– Да, определенный отпечаток это на меня накладывает, но… «все время соответствовать» не получается даже именитым шахматистам. Я на данный момент, согласно своему жизненному ритму, еще нахожусь в стадии становления.

– Какие цели ставил перед собой на 2024-й? Что считал реальным, что желанным?
– Получение титула гроссмейстера, прежде всего, увеличение рейтинга, участие в суперфинале, чтобы попробоваться отобраться на Кубок мира-2025. В принципе, все это было и желанным, и вполне реальным. 

– Титул гроссмейстера был в приоритете? Что он сейчас вообще дает?
– Да, это была одна из целей, которую я ставил на этот год. Титул гроссмейстера позволяет получать прием, участвовать в более значимых турнирах…

– Когда добился этой цели, что почувствовал?
– Был рад. Это очень приятно.

– Кому прежде всего благодарен за то, что стал гроссмейстером? С кем ты сейчас работаешь, если это не секрет, и сколько времени уделяешь занятиям?
– Кого-то одного здесь нельзя выделить. Прежде всего, я благодарен родителям. Хочу поблагодарить Тольяттинскую шахматную школу в лице директора Салаховой Гульнары Равильевны, первого тренера Белова Алексея Николаевича, нынешнего тренера Афанасьева Дмитрия Александровича, Федерацию шахмат России, которые в том числе организовали мне занятия с Максимом Матлаковым и другим тренерам, с которыми довелось поработать. Сколько сейчас занимаюсь? Он трех часов – каждый день.

– Когда смотришь на свою игру и достижения, вольно или невольно ты сравниваешь себя с другими парнями своего возраста? Я не прошу сравнивать с Гукешем или с Праггом, но с кем-то более «земным»?
– Я считаю, что не нужно себя ни с кем сравнивать: «У каждого самурая свой путь», который зависит от многих жизненных обстоятельств, о которых знают лишь единицы.

– Насколько плотный твой турнирный график: ты из тех, кто любит больше играть или больше заниматься?
– Играл турниры согласно календарному плану, особых отклонений не было. Не отнесу себя ни к одному из типов, скажем так, мне нравится реализовывать идеи занятий на практике.

– Какой твой «рекорд» по количеству партий за год. Число сказывается на качестве и готов ли ты каждый день?
– Никогда не считал, сколько сыграл за год. Каждый день играть не готов, перерыв между турнирами должен быть обязательно

– Есть ли у твоего выбора турниров финансовая подоплека? Или ты пока играешь везде, куда тебя зовут?
– Раньше была, сейчас подход с учетом поставленных перед собой целей изменился, стал более ответственным, взвешенным.

– Насколько часто ты играешь в сети, по-твоему, это полезно или наоборот?
– Играю не часто, чисто в качестве эмоциональной разрядки.

– Успешен ли ты в форматах, принятых в сети? Рассматриваешь ли онлайн-турниры как источник потенциального заработка сейчас и в будущем?
– Скорее всего, среднее. На данный момент как заработок не рассматриваю.

– Перейдем к главному турниру в этом году, к чемпионату России. Когда ты ехал на высшую лигу, у тебя была цель отобраться или хотел «просто поиграть»?
– Конечно, цель была. Но игра не задалась, выявил проблемы, над которыми стоит еще поработать. Сыграл, в общем, не самым лучшим образом, турнир не получился.

– Расстроился, что напрямую не вышел в суперфинал? Думал о том, что все-таки сможешь попасть в Барнаул?
– Да, расстроился, как и многие другие, которые не прошли отбор. На участие в суперфинале откровенно не рассчитывал.

– Что почувствовал, когда ты внезапно оказался в составе?
– Это было неожиданно. Я просто был очень рад.

– Как расценивал свои шансы перед стартом? Вел ли ты специальную подготовку к турниру? Кто тебе помогал по ходу игры?
– О шансах не думал. Да, перед турниром провел определенную подготовительную работу. На самом турнире мне помогал Дмитрий Афанасьев.

– Поделись своими самыми яркими шахматными, а также не шахматными впечатлениями от выступления.
– К ярким моментам можно отнести некоторые интересные партии суперфинала и тай-брейк. Если говорить не о шахматах, мне понравились прогулки по исторической части Барнаула и набережной, экскурсия в Нагорный парк.

– Удовлетворен ли своим результатом? Мог ли набрать больше, и если да, то где?
– Результатом доволен. Мог ли набрать больше? Да, мог. С моей точки зрения, у меня были перспективные позиции против Наера, Дреева и Тимофеева.

– Что позволило тебе невелировать разницу между своим уровнем и такими игроками как Грищук, Артемьев, Дубов, Есипенко? Настраивал себя как-то дополнительно на встречи против сильнейших игроков страны, и удивили ли они тебя чем-то?
– Старался играть максимально плотно против всех соперников, главной задачей было – пройти турнир без поражений.

– Мог бы назвать свою лучшую или лучшие партии в турнире?
– Я бы выделил партию против Александра Грищука. Удалось сделать ничью черными. Дебютный вариант в партии стал для меня неожиданностью, пришлось разбираться за доской, позиция на выходе из дебюта вызывала у меня некоторые подозрения. Парой точных ходов смог перевести партию в ладейный  эндшпиль, и как итог – ничья.

– Что думаешь о выступлении молодых в суперфинале? Это – сенсация или пошла смена поколений, и 40-летние лидеры уже не выдерживают вашего напора?
– Суперфинал – турнир особый. Не берусь оценивать чью-то игру, все старались попасть в первую пятерку, чтобы отобраться на Кубок мира. Что до результатов, то шахматы действительно молодеют.

– За кого болел на тай-брейке?
– Болел за красивую игру (улыбается).

– Что этот турнир дал тебе как игроку в плане уверенности в себе, понимании, что ты все делаешь правильно?
– Я понял, что могу бороться на самом высоком уровне.

– Как после участия в суперфинале ты воспринимал юношеские чемпионаты? Как спуск на ступеньку ниже?
– Считаю некорректным сравнивать разные форматы турниров, т.к. каждый из них в итоге имеет разные цели, и одно другому не мешает.

– Как думаешь, если бы чемпионат мира «до 20» прошел после суперфинала, а не до него, у тебя было бы больше шансов на победу? Как вообще воспринял неудачу в нем, ведь ты был одним из эло-фаворитов турнира?
– Если посмотреть на результаты первой десятки по рейтингу (Мишра, Пранав, Дудин и т.д.), то почти для всех турнир не задался. Для меня многое решал 10-й тур, в нем я немного не доработал. Сложись все по-другому, я мог быть в призах.

– Будешь ли в будущем году пытаться еще раз штурмовать эту высоту? Кстати, не знаешь, победителя U20 по-прежнему зовут «шахматным принцем»? Дает ли это звание какие-то привилегии в плане продвижения карьеры?
– Сложно сейчас что-то сказать, буду играть или нет, я пока об этом не думал, свой план на следующий год еще не составлял… А дает ли что-то неформальное звание «шахматного принца» для карьеры? Думаю – нет.

– Как ты настраивал себя на чемпионат Азии до 20 лет? В том году твоя победа в нем стала чуть ли не сенсацией, а сейчас со стороны показалось – формальность, настолько ты всех на этом турнире превосходил… Или тебе так не показалось?
– Не вижу особой разницы между двумя турнирами, в прошлом году у меня тоже был первый стартовый, но могу сказать с уверенностью, что защищать титул, сложнее, чем его завоевать. Неважно какой титул! По ходу игры были некоторые трудности, чувствовалась, что под меня соперники готовятся более серьезно.

– Считаешь, что всякая победа важна, особенно, если она – официальная?
– Официальными достижениями ты вписываешь свое имя в историю. А победа важна любая, она дает много положительных эмоций, придает уверенности.

– В чемпионате мира «до 18» ты тоже был явным фаворитом: единственный среди всех гроссмейстер, рейтинг 2500+… Не было потери концентрации из-за этого?
– Нет, терять концентрацию нельзя никогда, а также недооценивать соперника. Поэтому я, скорее, наоборот был более сконцентрированным. Если ты фаворит, то это накладывает больше ответственности, за тобой больше следят, обсуждают и, конечно, серьезнее готовятся, чаще всего стараются свести игру вничью.

– В этом турнире, чтобы претендовать на победу, тебе пришлось играть на победу чуть ли не в каждой партии… Тебе это нравилось?
– Играл все партии «от себя», не ждал подарков от соперников, старался добиться победы в каждой. Лишь в последнем туре сыграл чуть понадежнее, ведь ничья в этой партии гарантировала мне победу в турнире.

– Назови ключевые моменты турнира?
– Победа над Ансатом Алдияром была очень важной, до того он выиграл все партии, а после этой партии мне удалось возглавить турнир

– Рад, что в итоге ты победил в личных встречах и 2-го и 3-го призеров?
– Выигрывать всегда приятно!

– Читал ли то, что о тебе пишет пресса? Как воспринимаешь их оценки?
– Нет, не заостряю на этом внимание, оценки всегда носят субъективный характер.

– Оглядываясь назад на прошедший шахматный год, ты доволен? Может что-то хотелось изменить или более-менее все устраивает?
– Если вспоминать 2023 год, то я был полностью удовлетворен: выполнил 2 балла гроссмейстера в швейцарках, положил в свою копилку новые титулы, чем очень порадовал своих близких, получил опыт участия в международных турнирах. Про 2024-й так однозначно сказать не могу, хотя приятного, конечно, было немало.

– Изменилась ли как-то твоя жизнь, не связанная с шахматами, или на это просто не останется времени?
– Особых изменений не произошло, продолжаю жить в прежнем ритме.

– Много ли у тебя друзей, как ты с ними проводишь время, если оно у тебя, конечно, есть?
– У меня достаточно узкий круг общения, но мне его хватает.

– Есть ли планы после школы, думаешь ли о том, чтобы получить профессию?
– С этим все более-менее ясно. Школу я окончил еще в 2023 году, на сегодняшний момент являюсь студентом 2-го курса Уральского Горного Государственного Университета в Екатеринбурге, и очень благодарен лояльности его руководства за возможность совмещения шахмат и обучения.

– Чего хотел бы пожелать себе в 2025 году – в шахматах и вне их?
– Достижений поставленных целей!

Материал подготовил: Евгений Атаров
Фото: Этери Кублашвили (ФШР)