Трудно поверить, что со времен первого «Аэрофлот-опена» пронеслись уже 22 года, эпоха! В шахматах успело смениться целое поколение игроков, если не два… Да, о чем говорить, в том самом 2002-м первым номером рейтинга был Каспаров, Илюмжинов руководил ФИДЕ, а никому неизвестному норвежцу Карлсену едва исполнилось 11 лет. Этот турнир буквально перевернул представления о шахматах.

О том, несколько классным может быть шахматный опен, где есть ярко выраженная эко-система и свои чёткие правила, выгодные всем без исключения. Здесь элитные гроссмейстеры готовы платить за свое участие, а в случае победы оказаться в супертурнире. Сюда пачками слетаются молодые шахматисты со всего мира, и где можно встретить все неограненные таланты, которые превращаются в настоящих звезд. Несколько лет назад «Аэрофлот-опен» к огорчению всех любителей шахмат как-то незаметно исчез из календаря, и вот в 2024 году – легендарный турнир возвращается в столицу России!

Впервые об «Аэрофлот-опене», как и все, я услышал незадолго до первого турнира в 2002 году. Мне тогда было 17 лет, – и перспективы сыграть в таком турнире сразу захватили моё воображение, стали настоящей мечтой. Это ж надо, в Москве турнир с призовым фондом в сумасшедшие $150,000, то есть в полтора раза больше, чем в знаменитом New York Open… Однако деньги, чтобы полноценно сыграть в нем у меня появились значительно позже.

Масштабы мероприятия поражали. В самом первом только в турнире «А» играло почти сто гроссмейстеров, не мог себе представить, что такой турнир вообще возможен. Этим он не мог не выделяться, не притягивать внимание прессы, зрителей и, конечно же, игроков.

Не знаю ни одного шахматиста в России, который не хотел бы сыграть в «Аэрофлот-опене». Здесь можно было выполнить норму и встретиться с сильными соперниками, но, конечно же, на этот турнир ехали, чтобы заработать. Шанс был у игроков разного уровня, ведь хорошие призовые были здесь не только для элиты, но и категорий «B» и «C» (в конце концов самый слабый вообще отменили из-за того, что из года в год находились люди плавившие рейтинг ради того, чтобы сорвать приз). Я знал человека, который жил на вокзале ради того, чтобы просто сыграть в нем! Мне в этом повезло больше. В первый раз играл там в 2005 в России, было обалденно! Я увидел всех знакомых, с которыми общались только в интернете…

Мне повезло увидеть и оценить «Аэрофлот-опен» во всех локациях. Я стартовал в «России» – места для прогулок там было меньше, чем в «Измайлово», но зато рядом весь центр, а из окон была видна Красная площадь. В «Космосе» мне нравилось уже намного меньше.

Самые яркие воспоминания у меня остались, конечно, от турнира 2008 года – тогда я сумел выполнить балл гроссмейстера… В тот год как раз победил молодой Ян Непомнящий.

Вообще трудно разделить в памяти различные «Аэрофлот-опены» – всякий раз это был какой-то праздник шахмат со множеством интересных встреч, знакомств. И каждый год мы по привычке говорили друг другу: «До встречи через год. Место встречи неизменно!»

Да и интересных партий было хоть отбавляй. Но сейчас мне почему-то вспоминается партия с Харикой. Индианка в морозной Москве, необычное зрелище… Она тогда приболела, и всю партию чихала так, что фигуры сносило с доски. Но я замучил ее ходу, эдак, на 100-м.

А потом наступило время, когда я ездил уже не играть, но больше помогать своим ученикам. Играл там и Андрей Есипенко, и Даня Юффа, и Арсений Нестеров… Все они, как и их тренер, сделали свои шаги к званию гроссмейстера именно на турнирах «Аэрофлот-опена».

Я отлично помню разочарование, даже печаль, когда узнал о том, что этого турнира больше не будет. Мне казалось нелогичным: просто так потерять такой бренд после 19 проведенных больших фестивалей! Как так – «Аэрофлот» есть, а «Аэрофлот-опена» больше нет?!

Поэтому безумно рад, что этот турнир возвращается. Начинается новый полет!

Я отлично знаю команду организаторов, учитывая опыт проведения соревнований ФШР и то, что, к счастью, жив-здоров организатор прежних турниров, к нему всегда можно обратиться с вопросом или советом, я более чем уверен: все должно пройти на высоком уровне.

Сразу же впечатлил выбор места проведения. Если раньше «Аэрофлот-опен» базировался в хороших, но далеко не в фешенебельных отелях Москвы, то теперь сразу Ritz Carlton, где при Хиддинке жила сборная России по футболу, а во время мемориалов Таля – Карлсен. Это по-настоящему круто. Александр Григорьевич Бах потратил много времени, сил, чтобы уровень проведения «Аэрофлот-опена» был признан эталонным, возможно, сейчас мы увидим нечто особенное. Если он строил своё детище по образу и подобию Нью-Йорка или Лон-Пайна, то, возможно, теперь мы увидим переосмысления элитных турниров в Дохе или Шардже.

Я очень надеюсь, что «Аэрофлот-опен» займет привычное место в шахматном календаре, и через год-другой в нем будут принимать участие не только российские участники. Призы на турнире огромные, но попасть в них, учитывая плотность состава, будет невероятно трудно. Я рад, что наряду со взрослым пройдет и отдельный детский турнир, в котором конкуренция будет не менее сильной, а вот попасть в призы будет намного проще, почти запросто!

Чего хотелось бы пожелать турниру? Прежде всего – стабильности… И хорошо бы придумать более гибкий формат: как ни крути, а проводить каждый день два тура – это перебор. Зачем так торопиться, 9 туров «классики» можно сыграть хотя бы за семь дней, а не за пять.

Как обычно, наш эксперт выдает оценки турниру по всем ключевым параметрам. Дмитрий Кряквин для «Аэрофлота» не поскупился на высший балл, почти всему дал «десятку»:

Дорога на турнир – 10/10

Логистика всегда была главной фишкой этого опена. Турнирные пакеты, которые включали в себя перелет в Москву и обратно, размещение в отеле и оплату взноса делились на разные типы в зависимости от удаленности и времени покупки. Чем дальше лететь и чем позже взят «пакет» – тем он, соответственно, дороже… Были и уникальные предложения, например, для индийцев, которые включали в себя трансфер в Европу, а обратный – через Москву. Не было другого турнира с такой богатой географией участников как на «Аэрофлот-опене», играли в нем действительно шахматисты со всего мира. Все это вызывает горячую ностальгию.

Да, что может быть проще, чем добраться до центра Москвы? «Аэро-эскпрессы» из любого аэропорта довезут меньше, чем за час. Дорога от вокзалов – еще короче. Можно доехать на машине. Другой вопрос, что прилететь в столицу из-за границы сейчас не так просто…

Если же лететь из другого города России, пусть, цена не такая маленькая, но это дешевле в разы любого выезда в Европу. А организаторы всегда оперативно помогали с визами.

Игровое помещение – 9/10

В каком бы месте ни проходил «Аэрофлот-опен», каждый раз в нем создавались идеальные условия для всех: игроков, зрителей, сопровождающих… Удобно, просторно, идеальный зал, в котором ни душно, ни холодно, ровное освещение, качественные шахматы, часы, удобные столы и стулья. Кроме того есть место где отдохнуть и проанализировать. В пору контракта с Pepsi стояли еще холодильники, где можно было бесплатно взять воды или колы.

На «Аэрофлоте» всегда было хорошо с информацией. Несмотря на то, что все дублировали на турнирном сайте, на самом турнире были стенды, рекламы и т.д. Никогда не восторгался сайтом, но самое главное на нем было. Как была и трансляция с обязательной задержкой – не рискну утверждать, здесь из-за читерства и появилась эта задержка в 10 минут.

Да, нельзя не сказать несколько слов о главном минусе турнира. Довольно крупные призы в известной степени способствовали нашествию читеров… И чем сильнее становились компы, тем серьезней велась борьба. Надо сказать, что серьезных успехов у организаторов в этом направлении не было, зато раз в несколько лет обязательно случались крупные скандалы – с демонстративным выходом из состава участников. Посмотрим, как будет сейчас?

Качество гостиницы – 10/10

Отели, которые выбирал Бах, всегда были отличными. Соотношение цена/качество в любом «пакете» от «Аэрофлот-опена» было очень достойным, качество номеров, обслуживание – хорошим. В отношению питания – всегда огромный выбор достойных мест, как дорогих, так и самых бюджетных. Во всех трех местах во время турнира можно было вообще не выходить из отеля: в «России», «Измайлово» и «Космосе» внутри был полный набор услуг. Правда, я не знаю никого, который проводил целую неделю, не вылезая из домашних тапочек.

Для сопровождающих – 8/10

В дочитерские времена, наверное, находиться на турнире для сопровождающих было много комфортней. Сейчас из-за многочисленных ограничений для игроков, до них руки просто не доходят и особого внимания им не уделяют. Но и для тренера, и родителя всегда есть места для ожидания в холле отеля, в залах для анализа, но особых активностей не помню.

Развлекательная программа – 9/10

Каких-то специальных мероприятий или коллабораций во время турниров не припоминаю. А колорит на «Аэрофлот-опене» всегда чувствовался – раньше даже судей наряжали в форму пилотов. По залу везде самолётики были развешены. Оценка турнира фантастическая, если удастся удержать уровень организации Баха и, конечно же, привнести что-то свое…