Когда из россыпи юных индийских талантов весь мир задавался вопросом: «Кто же станет наследником Ананда?» – в Индии такой вопрос не стоял. Да сам Ананд выбрал и воспитал себе наследника. Если бы не помощь Виши, Гукеш вряд ли столь стремительно перешёл из разряда молодых и перспективных в настоящие звезды, а теперь – уже в претенденты!


Когда Доммараджу спрашивают, за счет чего ему в 17 лет удалось стать тем, кем он стал, он неизменно называет три главные составляющих его успеха: «семья», «труд», «Ананд».

О его самоотверженных родителях сказано немало. Заметив большой шахматный талант в сыне, Гукеш-старший, талантливый ЛОР-хирург, фактически пожертвовал карьерой, решив посвятить себя развитию гениального ребенка. Доммараджу научился играть в шахматы в 7 лет, а уже в 9 получал вполне профессиональную помощь, занимаясь по 5-6 часов в день с лучшими тренерами, которых мог себе позволить нанять Раджникант, постоянно колесил по индийским турнирам, в которых он с молодых ногтей мог оттачивать свое мастерство…

Свою будущую цель, то, к чему ему надо стремиться, Гукеш увидел с самого начала – в 2013 году в Ченнаи проходил матч на первенство мира Ананд – Карлсен. Отец сводил его на одну из партий, – и юный талант был совершенно очарован происходившим вокруг него: «Я тогда едва узнал правила шахмат, с трудом мог представить, что происходило на доске, но помню, осталось ощущение, это – нечто грандиозное! Мне захотелось оказаться там, на сцене».

Одержимый этой целью, уже вскоре Гукеш стал заниматься шахматами по 10-12 часов, семь дней в неделю. Плоды этой работы дали результат: начиная с 9-летнего возраста, он сметал «золото» почти во всех детских турнирах, в которых участвовал, и стал гроссмейстером в 12 лет 7 месяцев и 17 дней, всего на месяц отстав от вечного рекорда Карякина (интересно, что никакой «гонки» за титлом не было и в отличие от конкурентов за место в книге Гиннесса он не участвовал в откровенно сплавных турнирах, где ему помогали бы выполнить норму).

А спустя два года в жизни Гукеша появился Ананд. Уступив титул в двух матчах с Карлсеном, Виши постепенно стал отходить от практической игры и открыл в родном Ченнаи шахматную академию для молодых дарований, одним из первых учеников которой стал Доммараджу. Он вошел в структуру WACA в 2020 году, – и сразу стал любимчиком Виши. Тот даже приставил к нему своего бывшего секунданта, польского гроссмейстера Гаевского, который уже пять лет персонально работает с Гукешем. Результаты этой плодотворной работы моментально стали конвертироваться в результаты… А помимо Гжегожа на постоянной основе с ним занимались местный Чанда Сандипан, а также такие «зубры» как Артур Юсупов и Борис Гельфанд!

Не исключено, что Гукешу помогает и сам Ананд – если не конкретными рекомендациями или дебютными откровениями, то советами человека, который повидал и знает о шахматах почти всё. Поэтому когда в Торонто индийца попросили назвать состав его тренерской команды, он скромно умолчал, заметив, что не может назвать всех, кто участвовал в его подготовке.

Благодаря Виши он получил и солидную финансовую поддержку, от компании WestBridge. Два последних года было странно видеть, как о спонсорских контрактах рапортовал то Эригайси, то Прагнананда, а Гукеш, который после олимпиады в Ченнаи по идее был главной индийской звездой, оказывался не у дел. И вот накануне турнира претендентов ее руководитель, Сандип Сингхал объявил, что WestBridge Capital в следующие пять лет готова дать Доммараджу все, в чем он только будет нуждаться. В преддверии матча с Дин Лижэнем эта помощь окажется как никогда полезной, ведь борьба за высший за титул – всегда битва команд и капиталов…

Верим в Гукеша! Он может не только повторить, но и превзойти достижения Ананда.