После сенсационного успеха в турнире претендентов Гукеш сейчас – самый востребованный собеседник в шахматном мире. Как всякий воспитанный молодой индус, Доммараджу редко отказывает журналистам, при этом вы вряд ли вы найдете много его интервью. Говорит он не много и не очень-то интересно… Так, не стала исключением и финальная пресс-конференция в Торонто будущего претендента на корону. Он даже пришел на нее со своим тренером.

Первый вопрос, конечно, касался его эмоций относительно партии Каруана – Непомнящий, в которой мог определиться соперник Гукеша по тай-брейку. «Я испытал облегчение и радость, когда все закончилось благополучно для меня. Нет, я совсем не боялся тай-брейка – недавно играл в Вейк-ан-Зее. Это было весьма эмоционально, но сейчас чувствую себя хорошо!»

«Могу сказать, что Гукешу всегда лучше играть самому, чем следить за другими партиями, – с улыбкой пояснил Гжегож Гаевский. – Обратил внимание, что глядя за партией Фаби и Яном, он нервничал гораздо больше, чем это свойственно для него… Особенно такой, когда оценка все время критически менялась. В конечном итоге все завершилось для него отлично…»

Спокойствие и стабильность нервной системы, по мнению поляка, вообще – одни из главных достоинств молодого индийского шахматиста. Он отдает ему предпочтение даже в сравни с Ананом, которому он помогал сразу на двух матчах на первенство мира. «Сам стиль Гукеша заточен под то, чтобы совершать как можно меньше ошибок. За исключением отдельных и не повлиявший на результат партий неточностей, Доммараджу был почти безупречным!»

А как же единственная проигранная им партия с Фируджей? Оказывается даже она пошла на пользу. «Именно этот обидный проигрыш заставил меня поверить в то, что все будет со мной хорошо, – разоткровенничался Гукеш. – Я-то думал, что сильно расстроюсь, тем более перед выходным, но потом понял, что не могу дождаться часа, когда я снова сяду за доску…»

Что еще помогло индийцу? Прежде всего, присутствие в Торонто его отца, помощь матери и друзей, которые постоянно находились с ним на связи. Он отметил и присутствие множества индусов на турнире, которым удалось создать эффект своего поля: «Я постоянно слышал их возгласы, когда шел на партию и выходил после нее! Горд осознавать, что я играл в турнире не только за самого себя, но и за огромную страну. Это мотивировало, позволяло все время находиться в хорошем настроении, а также сосредоточиться на качестве своей игры».

Выдерживать напряжение и быть готовым играть в каждой партии на пределе возможностей ему помогали занятия йогой и медитацией. Гукеш следовал привычкам довольно строго, что уберегло его от больших срывов, что сыграло с ним злую шутку в конце прошлого года.

Испытывает ли индиец какие-то эмоции по поводу того, что станет самым юным участником матча на первенство мира? «Нет! – коротко ответил Гукеш, а затем добавил. – Рекорды сами по себе не имеют для меня принципиального значения, – главное, что я достиг поставленной перед собой цели. А рекордны – лишь приятное дополнение к ней, ничуть не больше...»

Готов ли Гукеш к предстоящему матчу за титул? «Я нахожусь в волнительном ожидании того, как пройдут переговоры о матче на первенство мира» – признался он. Но ни о стратегии, ни про то как и с кем будет готовиться к встрече с Динь Лижэнем он не проронил ни слова: «Что вы от меня хотите, да я только что узнал, что буду играть этот матч! Фокус внимания будет на том, чтобы хорошо играть и сохранять правильный настрой, а сложится ли, я не знаю!»