24-летний гроссмейстер Вей И стал первым представителем из Поднебесной, вписавшим своё имя в историю Вейк-ан-Зее. Он феерически завершил выступление: сперва 4,5 очка в пяти последних турах, затем – победы над Абдусатторовым и Гукешем на тай-брейке!

В последние годы справедливо восхищаясь юными индийскими гениями, мы позабыли про этого неприметного китайца, который, не выказывая ни малейших эмоций, еще в середине 2010-х шокировал шахматный мир, заставляя видеть в себе нового Карлсена. И вот спустя восемь лет он вернулся на большую шахматную сцену, чтобы за один турнир оглушительно напомнить о себе. После столь яркого успеха его будет уже невозможно игнорировать.

Да, можно сказать, что на тай-брейке Вей И повезло как первому призеру. В самой первой партии ему не оставил шансов Абдусатторов: Нодирбек черными сумел обмануть китайца, перехватить инициативу, но… в шаге от успеха, когда оставалось сделать последний выбор – взял ладью соперника не ладьей, а ферзем, и позволил тому объявить вечный шах. Такого удара узбекский гроссмейстер пережить не смог. Он играл истерически и беспомощно, по сути обыграв себя сам. Вей И два раза уговаривать было не обязательно – быстро наладив батарею, он выиграл прямой атакой на короля. И так заработал себе место в финале.

Его противостояние с Гукешем (который сравнительно легко одолел Гири, сам наошибался в 1-й парти и сам же исправился во 2-й и 3-й) стало настоящей «классикой блица». В этом коротком, но весьма ярком противостоянии можно было легко разобраться, чем китайский тактик разительно отличается от индийского тактика. И если первая партия показала лишь степень дебютной подготовленности Вей И, который с легкостью уравнял черными, вторая – способность на считанных секундах держать под полным контролем головоломную игру по всей доске с постоянной сменой ориентиров и материального соотношения сил, не упуская ни единого нюанса и не зевая самой завуалированной угрозы. Даже невероятный Гукеш не смог выдержать напряжения, – и буквально рассыпался, оставшись без целой ладьи.

За такую концентрацию жажды победы и нечеловеческой точности Вей И просто заслужил этот успех. Единственное, что огорчает: не слишком ли долго он его ждал? Остается только гадать, в какую сторону могла бы пойти история шахмат, будь все ещё молодой китаец по-настоящему интегрирован в систему международных соревнований. Но… у него есть шанс наверстать упущенное, особенно если он будет продолжать играть как в Вейк-ан-Зее!