61-летний голландец Йорден ван ден Берг – легендарный человек для шахматной Голландии. Несмотря на то, что он и не принес своей стране громких побед, не создал шедевров на шахматной доске, его знают решительно все. Дело в том, что вот уже 25 лет он возглавляет команду организаторов Вейк-ан-Зее – главного, а с некоторых пор и единственного супертурнира в самой шахматной стране Европы.

Он сумел сохранить супертурнир, несмотря на смену владельцев, которая успела произойти уже дважды за эти годы – от Hoogovens к Corus, а затем к Tata Steel. Он привел в Вейк-ан-Зее Каспарова, дал новый стимул Крамнику, Леко, Ананду и Ароняну, привлек новейших звезд Накамуру, Карякина, Каруану и Со, но главное – двадцать лет продвигал и всячески поддерживал чемпиона мира Карлсена. Магнус стартовал в Голландии еще никому неизвестным 12-летним пацаном, сегодня же, впервые за 20 лет, позволил себе пропустить старт.

Ван ден Берг – желанный гость многих студий и посетитель самых популярных шахматных турниров. Сегодня Йорден открывает новую рубрику сайта ChessOpen.ru – «Как это работает?». В ней мы будем задавать вопросы шахматным организаторам, по мере возможности раскрывая их внутреннюю кухню, и делая их работу еще лучше.


– Все хорошо знают, что Вейк-ан-Зее – старейший из традиционных шахматных турниров. За счет чего ему все еще удается сохранять свою идентичность, несмотря на то, что мир вокруг нас и шахматы в том числе за 86 лет изменились до неузнаваемости? 
– Традиция – это полезный инструмент для нашего турнира. Новое поколение шахматистов с удовольствием приезжает туда, где до них играли большинство чемпионов мира. Это дополнительная мотивация для нового поколения показать хорошие результаты здесь. Поэтому не так уж важно, насколько сильно изменился мир вокруг нас…

 
– Есть ли в Вейк-ан-Зее «фишки», которые, на ваш взгляд, не должны изменятся? Если да, могли бы их перечислить по степени важности… Что делает шахматный турнир именно тем, каким он является сейчас и хотели бы вы чего-то нового?
– Сложный вопрос. Я рад, что турнир проходит в красивой деревне Вейк-ан-Зе, мне также нравится, что как и в старые времена у нас – по-настоящему длинный круговой турнир на 14 игроков по классическим шахматам, какие сейчас редко где встретишь. Также верю в концепцию приглашения игроков разной силы: мужчин и женщин, элитных игроков и растущих талантов. Она, на мой взгляд, приводит к большей борьбе и интересным противостояниям, более напряженными партиям. Это не стерильный турнир, где 5-6 лучших игроков мира делают друг с другом много ничьих, – и все как будто довольны. Здесь летят искры!

– Известно, что Голландия – шахматная страна, в свое время в ней проходила много сильных турниров: Амстердам, Тилбург, Роттердам, Гронинген. Почему из всех сегодня сохранился один Вейк-ан-Зее? Только из-за спонсоров или есть что-то еще?
– Хороший вопрос, на который мне трудно ответить! На мой взгляд, с экономической и имиджевой точки зрения в Голландии определенно есть место для второго и даже третьего сильного турнира, как было в прежние времена. Знаю, велись разговоры с возможными спонсорами, но несмотря на то, что решение было близко, увы, это так и не привело к появлению новых событий. С другой стороны, у лучших чемпионов страны – Элин Рёберс и Аниша Гири – есть компания Optiver в качестве личного спонсора, она из Амстердама, так что все возможно.

– Скучаете ли вы по тем временам, когда в Голландии постоянно шли большие шахматные баталии, приезжали звезды?
– И да и нет. Меня, прежде всего, волновал и волнует Вейк-ан-Зее.

  – Насколько для главного турнира Вейк-ан-Зее важно оставаться в топе, например, чтобы у вас играл и чемпион мира и большинство ведущих шахматистов мира?
– Мы чрезвычайно горды тем, что среди участников турнира-2024 три чемпионов мира: среди мужчин – Дин Лижэнь, среди женщин – Цзюй Вэньцзинь и среди юношей – Марк Андреа Маурицци… Для меня лично очень важно увидеть, что Вейк-ан-Зее вполне успешно проходит даже без Магнуса Карлсена, который впервые за 20 лет пропускает турнир. Конечно же, я признаю, что нам его остро не хватает, но сила турнира Tata Steel Chess в том, что бы ни происходило, мы всегда найдем новые интересные возможности, как, например, участие трех чемпионов мира или сразу четырех женщин в Masters и Challenger. Даже несмотря на то, что сейчас нет сильнейшего игрока мира, каждый день Вейк-ан-Зее в заголовках новостей – как в Голландии, так и в других странах!

– В следующем году Карлсен вернется в свой любимый турнир?
– Мы об этом с ним еще не говорили, но, надеюсь, что да.  

  – Как обычно происходит приглашение: вам приходится уговаривать сильнейших игроков приехать в Вейк-ан-Зее или наоборот приходится отбиваться от их просьб?
– Обычно все топы заинтересованы в участие в Tata Steel Chess в Вейк-ан-Зеею. В этом году было чуть иначе из-за предстоящих турниров претендентов среди мужчин и женщин в Канаде. Плюс из-за очень напряженного графика во второй половине 2023 года. Тем не менее, как оказалось, при желании всегда можно найти 14 особенных топовых игроков. Лишний раз убедился в этом.

   – Расскажите, как работает экономика проекта. Приносит ли турнир доход или без спонсорства Tata Steel турнира могло бы уже не быть?
– Конкретно для Tata Steel – это уже часть идентификации. У нас нет цели зарабатывать на турнире, мы не ищем сторонних спонсоров. Наш главный и единственный «спонсор», фактически они владеют турниром с 1938 года, – Tata Steel. Они искренне рады что-то делать для местного сообщества: турнир, много шахматистов… Что скрывать – Вейк-ан-Зее не самое популярное место в Голландии, но все рады, когда мы снова собираемся в январе, тихом месяце, тихой деревеньке на берегу моря. Прямо сейчас все отели и рестораны Вейк-ан-Зее заполнены!

– Tata Steel довольна рекламой, которой она получает от шахматного турнира? Испытываете ли вы конкуренцию со стороны других видов спорта в борьбе за спонсорские деньги от концерна?
– Не стал бы говорить об этом, это внутренняя политика Tata Steel.

   – Как много людей вовлечено в организацию Tata Steel Chess и кто они? Они ли работают круглый год или только несколько месяцев во время подготовки и проведения турнира? 
– У нас есть команда всего из 6 человек, постоянно работающих над турниром в течение года. Но, конечно, в январе, когда приезжает много игроков, нас становится гораздо больше.

  – Следите ли вы за метриками по тем, кто приехал на ваш турнир сам: измеряете ли стоимость привлечения игрока, конверсии из заявок в коменты, появление новых шахматистов и т.д.
– Как уже говорил, мы не пытаемся зарабатывать на турнире, так что в большей степени нас интересует чисто организационная, спортивная и медиана сторона дела. Все эти данные принимаются в расчет, но мы не делаем ничего для конверсии и привлечения новых игроков.

– Важно ли для вас, чтобы число участников постоянно росло?
– После пандемии у нас сейчас гораздо меньше любителей в главном зале, чем раньше. Да, у нас есть группы игроков, они располагаются в других местах, неподалеку. В различных турнирах участвуют примерно 1500 любителей. Мы надеемся на рост в ближайшие годы.

– В Вейк-ан-Зее никогда не было турниров для детей. Почему?
– Мы никогда не ставили перед собой такой цели. Мы не занимаемся привлечением каких-то групп игроков, в том числе – детей.

– Все помнят легендарные фото с огромным залом, заполненным от пола до потолка шахматистами. Возможно ли сейчас возвращение к прежнему формату с сотнями шахматистов под одной крышей?
– К сожалению, пандемия заставила отказаться от этого формата, мы не можем посадить всех под одной крышей в одном зале.

  – Используете ли вы маркетинг как средство привлечения игроков? Если да, то какие именно? Какие каналы самые эффективные?
– Нет, мы ничего такого не используем. Люди приезжают сами. Есть реклама в журналах, на сайте, в соцсетях, но ничего специально мы не делаем. Это тот случай, когда репутация работает на тебя.

– Знаем, что в Индии проходили турниры под управлением Tata Steel Chess. Были ли у вас идеи сделать из Вейк-ан-Зее не один большой шахматный фестиваль, а целую серию из турниров?
– Нет, у нас нет планов расширяться. Считаем, что и так все хорошо: классические шахматы в Вейк-ан-Зее, быстрые и блиц в Индии.

  – Есть ли желание сотрудничать с организаторами других турниров?
– Если вы об организации каких-то серий, то пока нет. А так я много путешествую в течение года и поддерживаю регулярные контакты со многими своими коллегами… Мы любим посещать турниры друг друга, любим общаться, обмениваться информацией и идеями.

   – Насколько важной для вас является медийная сторона проекта? Вы стремитесь к тому, чтобы чтобы как можно больше людей заходили на сайт турнира, на ваш YouTube-канал и т.д.?
– Это важно, и мы отслеживаем все переходы и показатели на сайте TataSteelChess.com, на X (Twitter), Instagram, Facebook и Youtube. Но не менее важна оценка – это внимание в традиционных голландских СМИ: телевидения, радио, газет и онлайн-сайтов. Это важно для спонсора и они очень внимательно следят за этим вопросами. У нас нет жалоб на этот процесс, информационный поток вновь на огромной высоте.

  – Как организовано промо во время турнира: студии, комментаторы и развлекательные мероприятия. Насколько это затратно и оправдывает ли себя?
– У нас в главном зале – большой медиа-центр, где во время турнира работает несколько десятков журналистов и гроссмейстеров, есть ряд студий, мы предоставляем их для разных теле-компаний, есть зал для пресс-конференций. Мы уделяем всему этому много внимания…

– Как вы относитесь к работе Аниша Гири до, во время и после Вейк-ан-Зее? Его активность – это средство продвижения турнира?
– Аниш важный человек для Вейк-ан-Зее, он – ведущий шахматист Голландии, а также его можно назвать «послом» турнира.

– До пандемии турнир экспериментировал, проводя отдельные туры не в Вейк-ан-Зее, но в разных местах Голландии…
– Да, эта практика продолжается, хоть она не носит столь массового характера как несколько лет назад. Так, в прошлом году мы провели тур на футбольном стадионе Johan Cruijff Arena в Амстердаме, а в этом году честь принять один из туров в Tata Steel Chess выпала на AFAS Circus Theatre в столице Голландии, Гааге. Эта концепция работает!

– Как по-вашему, является ли сегодня турнир в Вейк-ан-Зее частью голландской самоидентификации? А если такого нет, хотелось бы вам когда-нибудь достичь подобной степени узнаваемости?
– Хотелось бы, но об этом судить не мне…

– В заключение – несколько слов непосредственно о вас. Кто вы и откуда, чем занимались до того как стали работать в Вейк-ан-Зее. А также – стал ли шахматный турнир частью вас самого?
– В это трудно поверить, но я начал работать в Вейк-ан-Зее сорок лет назад, мой первый турнир был в 1984 году! Сначала как мальчик в команде пресс-службы, последние четверть века, начиная с 1999 года, как директор турнира. Шахматы – это моя страсть, но и моя работа. А турнир Tata Steel Chess, с его особой атмосферой и историей, отлично соответствует мне. Мне всегда нравится возвращаться сюда…