Сегодня день рождения возрожденного «Аэрофлот-опена», а уже 3 марта двинутся с места фигуры и пешки на десятках досках в холле Ritz Carlton. Самое время вспомнить о событиях, которые положили начало московской традиции и сделали этот турнир легендарным…

Все началось в 2002 году – тогда как гром среди ясного неба прозвучало объявление о том, что в Москве при поддержке «Аэрофлота» состоится грандиозный опен-турнир с призовым фондом аж в $150,000 – прилично больше, чем в самом знаменитом на тот момент New York Open. Между новостью, которая в один момент распространилась во все уголки шахматного мира, и первым туром «Аэрофлот-опена» в самой крупной столичной гостиницей «Россия», прошло меньше двух месяцев. И в морозную Москву приехали 370 шахматистов из 34 стран, 95 из которых – гроссмейстеры. Фестиваль состоял из турниров «А», «B» и «С» с делением по рейтингу: гроссы, мастера и простые любители боролись за призы в своих группах.

Предложение было столь неожиданным и щедрым, что грех было им не воспользоваться. Да для тех же американцев «пакет» за $600 включал в себя билеты до Москвы и обратно, отель на семь дней в двух шагах от Красной площади плюс турнирный взнос. Европейцы или те же индийцы платили всего $500, самой дорогой была Южная Америка, но ехали и из нее.

Для того, чтобы сократить затраты, организаторы проводили пару спаренных туров. Но эта привычная для Америки система не прижилась, и в следующие 20 лет каждый тур проходил в отдельный день. Плотность и азарт борьбы просто зашкаливали, и к финишу с результатом «+4» пришли сразу пятеро игроков. Первым победителем «Аэрофлот-опена», обладателем приза в $20,000 оказался Григорий Кайданов, в начале 1990-х уезжавшим из Союза в США «простым мастером». Это произвело фурор и подогрело интерес ко второму турниру.

Через год, в 2003-м, в турнире появилась новая «фишка» – его победитель помимо $25,000 призовых получал еще и место в супертурнире в Дортмунде! Особенных дивидендов это не приносило, но факт престижа просто-таки зашкаливал. Поэтому в гонку вступили более 150 гроссмейстеров. В числе Эло-фаворитов были звездные Грищук, Морозевич и Свидлер, а на открытии засветились сразу же три чемпиона мира – Смыслов, Спасский и Карпов, которые блистали рядом со «злодеем» Корчным. Престиж соревнования подчеркивал даже главный арбитр Гийссен, который судил последние поединки за корону Каспарова и Карпова.

Прошли и первые рекламные коллаборации. На «Аэрофлот-опене» засветились Pepsi – она выставила пять холодильников, которые каждый день наполняла своей газировкой, а также Hewlett Packard, отвечавшую за техническую и информационную поддержку турнира.

«Гонку за Дортмунд» выиграл Виорел Бологан. Мощный рывок на финише принес ему успех сперва в «России», после чего он «по инерции» победил еще и в Германии – там оставил за спиной обоих соперников по будущему матчу на первенство мира Крамника с Леко!

Третий год – это настоящий пик популярности «Аэрофлот-опена» и парад рекордов… К 2004 году турнир стал безусловным №1 в мире: 650 участников из 40 стран, 165 гроссмейстеров, среди которых засветились игроки из первой десятки. Эти цифры, разумеется, тут же вошли в Книгу рекордов Гиннеса, представитель которой специально наведался в Москву.

У турнира тогда одним из первых появился официальный сайт и онлайн-трансляция партий. До этого ее вели только с супертурниров, да и то не всегда – тут же вживую траслировались все без исключения партии главного опена, где нижним порогом был рейтинг 2550.

Главным открытием турнира был феноменальный 13-летний Магнус Карлсен, заставлявший капитулировать одного за другим сильных гроссмейстеров и сам покоривший норматив. А в первых рядах оказался член сборной России Сергей Рублевский, сумевший мощным рывком на финише обойти конкурентов – он победил за счет большего числа черных цветов!

Рост «Аэрофлот-опена» продолжился и в 2005 году: общий призовой фонд вырос уже до 175 тысяч долларов, а первый приз составил $30,000. В градацию турниров пришлось добавить еще одну – А1, куда попадали совсем уже топы с рейтингом 2550+. Остальные же – А2, B и С оставались в неизменном виде (начал появляться «фильтр» для любительского турнира, где раз за разом начали светиться сильные игроки, специально «сливавшие» рейтинг).

В том году своим участием «Аэрофлот-опен» озарил гениальный Василий Иванчук, однако первое место у него из-под носа увел Эмиль Сутовский, сумевший на финише обойтись без потерь. Главным пострадавшим оказался, впрочем, Андрей Харлов: он лидировал за тур до финиша, но… перенервничал, – и без большой борьбы проиграл решающую партию.

В 2006 году на «Аэрофлот-опене» произошли первые вынужденные изменения… Гостиницу «Россия» закрыли и готовили под снос, и фестиваль из самого центра переехал на окраину столицы – в «Измайлово». Это сильно притушило краски, да и саму вывеску крупнейшего в мире опен-турнира… Из пышного праздника он начал превращаться в обыденность.

«Обычным» выглядел и победитель – Баадур Джобава из Грузии, для которого этот успех на тот момент оказался самым заметным в карьере… Еще одной отличительной чертой стало и изобилие шахматистов из Китая и Индии, которые составляли до 10% от участников.

Следующий 2007 год в «Аэрофлоте» запомнился всем не столько победой чемпиона России Евгения Алексеева, а читерским скандалом имени Станислава Новикова, который побеждал всех соперников, пока его партии траслировались в интернете, но резко сдал как только его по требованию соперников из нее исключили.Окончательного вердикта – пользовался ли он во время игры компьютерными подсказками или нет, – установлено так и не было…

В 2008 году Аэро-победой (и дипломом гроссмейстера) отметился Ян Непомнящий, который чуть было не установил новый рекорд для чемпионов: он набрал «+5» после 8 партий, – и не стал всерьез бороться в 9-й, несмотря на ясный перевес после ошибки противника.

Год спустя несколько потускневший фестиваль озарился грандиозным блицем (очень быстро он вошел в традицию, и привлекал внимание даже тех, кто не участвовал в его классической части), который был отбором к мемориалу Таля, по сути, неофициальному чемпионату мира по молниеносной игре. Победителем из него вышел Сергей Карякин… Ну, а сам «Аэрофлот-опен» (благодаря сверхусилию на финише) выиграл француз Этьен Бакро – первый случай в истории турнира, когда Эло-фаворит смог оправдать свое высокое предназначение.

В 2010 году «дуплетом» выстрелил вьетнамец Ле Куанг Льем – он взял первый приз сперва в Moscow Open (этот опен, желая повторить успех старшего брата, открыл двери в 2006 году), а затем и в «Аэрофлоте». Тем временем, его призовой фонд незаметно вырос – до $180,000, хотя первый приз почему-то сократился – с эпичных 30 лишь до 21 тысячи долларов.

В 2011-м «Аэрофлот-опен» праздновал свое десятилетие, при этом по «Измайлово» ходили упорные слухи, что этот турнир – последний. У головного спонсора возникли вопросы, но от такого актива вряд ли можно отказаться… Несмотря на усилившийся состав, победа второй год подряд осталась за Ле Куанг Льемом, – и на закрытии довольный вьетнамец обещал на следующий год победить в третий раз. В блиц-гонке успех праздновал Мамедьяров.

Несмотря на все предостережения, «Аэрофлот-опен» 2012 все же состоялся, однако турнир из одного отеля, возведенного к Олимпиаде-1980, переехал в другой, – отныне его дом стал «Космос»… Двукратному чемпиону Льему не удалось выполнить свое обещание, и на посту победителя его сменил не элитный (рейтинг – всего-то 2658) поляк Матеуш Бартель.

В 2013 году под напором новых веяний ФШР решила провести турнир в новом формате – не в классику, а в рапид при довольно сложной формуле. Сперва играли грандиозный отбор по результатам которого оставалась 32 лучших в «нокауте». Там, срубив флаг в безнадежной позиции в заключительной встрече, победил Карякин – он оставил не у дел Грищука…

Через год всем в стране было не до шахмат и возрождение «Аэрофлот-опена» в привычном всем формате произошло только в 2015-м, причем на своих местах оказались и все прежние герои-организаторы. Привычным оказался и победитель – Ян Непомнящий, он догнал Льема по числу побед (других двукратных победителей в легендарном опене не было). Кстати, Яну покорился и аэрофлотовский блицтурнир – тут он точно стал уникальным чемпионом.

В 2016 году к повторению достижения Бакро был первый номер турнира Борис Гельфанд, но, увы, набрав равное количество очков с Евгением Наером – по 6,5 из 9 – вице-чемпион мира уступил ему по коэффициенту. В блице же победил… Дин Лижэнь, китаец только на пол-очка опередил в невероятной гонке Непомнящего, который был очень близок к хет-трику!

Следующим победителем «Аэрофлот-опена» стал ученик Халифмана Владимир Федосеев – он развил бешеный темп, набрав «+5» уже к 7-му туру, но поднять планку рекорда не сумел. Интересно, что в 2018-м петербуржец вышел на старт турнира в качестве Эло-фаворита, но по давно сложившейся традиции выступил неудачно и передал ярлык на княжение беларусу Алексею Ковалеву. Тот же через год вручил его 43-летнему эстонцу Кайдо Кюлаотсу.

Главным событием турнира-2019 стало сообщение о… минировании зала, в котором игрался очередной тур. Шахматистов попросили покинуть помещение, прибыли полиция, пожарные, минёры – тревога в итоге оказалась ложной, но игроки, изрядная часть которых приехала из Индии, испытали все прелести русской зимы. Об инциденте в «Космосе» рассказали даже в выпуске телевизионных новостей, ну а злополучный 5-й тур пришлось переигрывать.

Если Кюлаотс пробил верхнюю возрастную границу для победителей «Аэрофлот-опена», то 14-летний Айдын Сулейманлы в 2020-м – нижнюю… До какого-то момента международный мастер из Азербайджана (в сильно поредевшем из-за начавшейся пандемии турнире) ни на что особенно не претендовал, но выбив на финише 3 из 3 и отстояв ничью черными(!) против лидировавшего с самого старта Рауфа Мамедова, сравнялся с большой группой участников. И выяснилось, что именно он стал 15-м и пока последним победителем «Аэрофлота».

В 2021-м из-за бушевавшего во всем мире ковида турнира, понятно, быть не могло. Дальше возникли другие, куда более серьезные причины, чтобы отложить полет. Потребовалось три года, чтобы легендарный «Аэрофлот-опен» занял свое привычное место в календаре.