Любители шахмат со стажем, увидев фамилию Захарцов, тут же начинали рыться в памяти, вспоминая ростовского гроссмейстера, который наводил шорох в российских опенах еще в начале 1990-х. Но подходя к столику, вместо бывалого турнирного бойца обнаруживали не его, а совсем молодого парня, который, к тому же, был не Вячеславом, а Владимиром.

Вы, наверное, уже догадались. Да, все верно, Владимир Захарцов – это сын гроссмейстера Вячеслава Захарцова! И сам тоже гроссмейстер, что случается довольно-таки редко. А еще Захарцов-младший чемпион Москвы, четырехкратный чемпион клуба ChessTransit и «вечно второй» на крупных российских опен-турнирах. Чистое второе место он занял и в недавнем открытом суперфинале чемпионата Московской области, что завершился в Одинцово.

Почему это интервью не с его победителем, Тимуром Гареевым?! Прежде всего, потому что пусть Владимира Захарцова во многом уникальный, а кроме того он – еще один новый член команды РШШ, которая в мае примет участие в командном чемпионате России в Сочи.

– Для начала – несколько слов о себе. Сколько вам лет, откуда вы, как давно играете и чем занимаетесь помимо шахмат. Считаете ли вы себя профессиональным игроком?
– Я родился в Ростове-на-Дону, сейчас мне 27 лет, в шахматы играю практически всю жизнь! Мне повезло родиться в шахматной семье: мой отец – гроссмейстер, мама – преподаватель шахмат, так что вряд ли я мог остаться в стороне от них. Я начал играть с пяти лет, основам научила мама, отец помогал уже на серьезном уровне, он довел до уровня международного мастера. Затем я переехал в Москву, поступил университет, – и пытался совмещать учебу с игрой. Судя по всему, получалось не так плохо, поскольку последнюю норму гроссмейстера я выполнил почти пять лет назад, в 22 года, выступая на очередном Moscow-open.

– Как отец оценивает ваш уровень, гордится ли вами и могли бы сравнить себя с ним?
– Вообще, конечно, об этом лучше спросить моего папу. Предположу, что он заходит на сайт ratings.fide.com, смотрит на циферки – так и оценивает (улыбается). Я думаю, для родителей обычная практика – гордиться своими детьми, надеюсь, я в этом плане не исключение.

– Но все-таки, когда у гроссмейстера сын становится гроссмейстером…
– От сравнений я воздержусь, мы с ним достаточно разные шахматисты. В этом, кстати, его серьезная заслуга – не стал лепить «второго себя», а помог мне стать другим шахматистам, исходя из моих сильных и слабых сторон. За это я ему, конечно, очень благодарен!

– Где вы учились в Москве, какую получили профессию, связана ли она с шахматами?
– Я поступил в МИСИС (Московский институт стали и сплавов – прим. Е.А.) и учился там на экономическом факультете. Но так забавно получилось, что только к третьему курсу узнал, что моя основная специальность – это бухгалтерия. В тот же момент осознал, что работать по специальности мне особо не светит, – и переключился в основном на шахматы.

– Необычная история… Варианты обучения в спортивных ВУЗах, как другие шахматисты, не рассматривали? Что сейчас значат для вас шахматы и как видите свое будущее?
– Когда ехал в Москву, даже не рассматривал подобные варианты. Сейчас же шахматы для меня – это практически вся моя жизнь! В основном стараюсь совмещать практическую игру с тренерской деятельностью. Продолжу выступать, пока буду чувствовать, что играю в силу гроссмейстера. Если начну сдавать, скорее всего сосредоточусь на тренерстве.

– Есть ли у вас увлечения помимо шахмат, чем вы занимаетесь в свободное от них время?
– Увлечений у меня много. Люблю смотреть фильмы и сериалы, читать интересные книги. Из других видов спорта в основном предпочитаю играть в настольный теннис…

– Как считаете, можно сейчас зарабатывать шахматами? Можно ли это делать в России?
– Однозначно можно, тем более – в России! Много турниров, учеников найти не сложно…

– Чему вы отдаете предпочтение: живой игре, онлайну, тренерству, стримингу?
– В первую очередь, конечно, живая игра. Играть в онлайне у меня, к сожалению, получается хуже, чем в живую, так что я в основном сосредоточен на поездках. Когда я дома, даю уроки – живьем или в интернете… Мне кажется, каждый может подобрать себе вид шахматной или околошахматной активности, который больше всего подходит ему по темпераменту.

– Хватает ли вам турниров внутри страны? Насколько сложнее стало выезжать и играть за рубеж в последние несколько лет, и приходилось ли вам жалеть об этом?
– На мой взгляд, в последнее несколько лет шахматная жизнь в России становится все более насыщенной. Лично я сосредоточился на турнирах внутри страны, и могу жаловаться скорее на усталость от постоянной игры, чем на недостаток турниров… Я думаю, пытаться выезжать стоит тем, кто борется за выполнение международных званий, в России их выполнить не так просто: мало турниров с нормами, а если и получается организовать такой, то обычно в нем невероятно сложно эту норму выполнить. За границей это задача существенно проще.

– Много ли у вас учеников, какого они уровня, нравится ли вам преподавать?
– В данный момент учеников у меня не так много. Поскольку все они уже далеко не новички, соответственно, приходится тратить значительное время на подготовку. А, учитывая то, что я достаточно часто играю в турнирах, много учеников я бы просто не потянул…

– Даете частные уроки или работаете в какой-то школе, клубе?
– В основном даю частные уроки по интернету.

– Что могли бы назвать своим самым существенным достижением в соревнованиях?
– Сложно выделить какой-то один турнир. В прошлом году я набрал 7,5 очков из 9 в Moscow open, на мемориалах Корчного и Чигорина в Санкт-Петербурге, но товарищ Бухгольц не дал мне стать победителем ни одного из них. Я везде занял вторые места. Думаю, совокупность моих прошлогодних результатов, трех вторых мест, пока и есть мой главный успех.

– Есть ли у вас большие шахматные амбиции? Вам хотелось бы хорошо сыграть, например, на высшей лиге чемпионата России, может, даже пробиться в суперфинал?
– Я не особо задумываюсь о каких-то глобальных целях, достижениях. Обычно у меня всегда есть конкретный турнир, в котором я играю, и цель на него… Если удастся сыграть в высшей лиге в этом году, то там, конечно, буду ставить перед собой цель – попытаться отобраться в суперфинал. Впрочем, ту же цель поставят перед собой и с десяток других игроков.

– Насколько вам понравился суперфинал чемпионата Московской области?
– Очень здорово, что организовали такой масштабный турнир, с возможностью выполнения международных званий, довольно мощным составом, высоким призовым фондом. Отдельно хотелось бы поблагодарить организаторов за то, что призы выдавались сразу на закрытии, а не когда-нибудь потом на счет, что в наше время, к сожалению, является скорее приятным исключением, чем нормой. Порой выплаты призовых приходится ждать по 1-3 месяца!

– Насколько успешным считаете свое выступление? Вновь – второе место…
– Честно говоря, считаю свое выступление гиперуспешным! Для победы, да и для попадания в тройку, всегда необходима удача. Мне ее запаса хватило для второго места, и я более чем доволен этим. Результат отличный, хотя качество игры оказалось и не выдающимся.

– Что получилось, что нет? Что вам помешало поддерживать мощный стартовый темп?
– Вообще-то изначально мой план на суперфинал состоял в том, чтобы… втянуться в игровой ритм после месячного перерыва, – и не слишком устать перед «Аэрофлот-опеном». Но когда оказался в борьбе за самые высокие места, все эти «заготовки» были отброшены, я втянулся по полной, и выложился на все сто. Так что отдохнуть у меня не сильно получилось.

– Вы, Гареев и Никитенко по ходу обменялись взаимными победами, но Тимур стал первым, вы – вторым, а Михаил остался на третьем месте. Как считаете, заслужено?
– Такой сильный турнир нельзя выиграть незаслуженно, так что Гареев полностью заслужил свой успех. Тимур играл ярко, он пытался завязать борьбу в каждой партии, любым цветом с любым соперником, – и был за это вознагражден. Кстати, даже если бы в последнем туре он не выиграл, и мы разделили 1-2-е места, он оставался бы первым по коэффициенту.

– Кого из участников суперфинала еще могли бы отметить?
– Михаила Никитенко, который лидировал существенную часть дистанции, и до последнего боролся за победу. В итоге занял третье место, что тоже очень достойно. Он провел со мной очень качественную партию, – вероятно, не только со мной – и заслуженно победил.

– Сейчас, понятно, «Аэрофлот-опен», а где планируете играть после этого?
– Да-да, «Аэрофлот» уже в самом разгаре (мы разговаривали после двух стартовых туров – прим. Е.А.). Турниров, как я уже говорил, много, и это хорошо. В конце марта приму участие в чемпионате Москвы по классическим шахматам, в апреле, скорее всего, возьму перерыв. А в начале мая уже будет премьер-лига командного чемпионата России в Сочи.

– На котором вы впервые будете представлять команду РШШ. Как вы в нее попали, чего ждете?
– Я очень рад, что буду представлять Русскую шахматную школу, что Антон Кузин пригласил меня в свою команду. Считаю, что у нас подобрался классный состав, который способен на многое. Как минимум, скажу, что мы ни для кого в Сочи не станем лёгкой добычей.

– Любите ли играть за команду, и насколько важен для вас чемпионат России?
– Да само название «командный чемпионат России» достаточно много говорит о важности этого соревнования. Мне всегда нравилось играть именно в командных турнирах, их не так-то много, – и во время выступления в них всегда испытываешь особенные эмоции…