ФИДЕ в шестой раз за 10 лет поменяла критерий отбора участников турнира претендентов. В цикле-2026 места в нем лишился проигравший в предыдущем матче за корону. Правило можно трактовать как «поправка Ананда-Непомнящего». Место уступившего в титульнике займет лучший по результатом «турнирной гонки» ФИДЕ, правил которой никто не понял и не оценил. Изменятся также критерии для отбора и сильнейшего игрока по рейтингу.

В самом первом турнире претендентов 2013 года в Лондоне все было просто и ясно, – и за право получить право на матч с Анандом боролись действительно лучшие игроки мира (по общему мнению, тот, самый первый ТП, был самым сильным и интересным из всех). Но чем дальше, тем больше усложнялись и видоизменялись критерии отбора, чтобы войти в число восьми избранных. Чего только не было… И Wild Card организаторов, и отбор по рейтингу с меняющимися по ходу правилами, затем цикл Гран-при ФИДЕ, проходивший то в классике, то в рапиде, постоянно расширявшееся представительно Кубок мира и большой швейцарки, пока дело не дошло до «турнирной гонки» года без четко выверенных критериев, какие (и почему?) соревнования идут игрокам в зачет и сколько приносят очков, а какие – нет.

Теперь же эта крайне сомнительная, если не сказать коррупционная гонка, становится еще более существенной – в цикле-2026 через нее претендентами станут два участника.

В качестве примера ФИДЕ взяла теннисную гонку ATP/WTA. Отличная идея! Почему то, что прекрасно работает в теннисе, не может использоваться для шахмат? Ответ на вопрос лежит на поверхности: в теннисе все турниры унифицированы и имеют годами неизменную четкую структуру проведения, свои правила и денежную оценку, а также – постоянное место в календаре. В шахматах же ничего подобно нет, даже не предполагается… У игроков нет равных возможностей даже по части приглашения, не говоря уже о возможных фальсификациях. Все хорошо помнят «составные» турниры, специально созданные под Дин Лижэня два года назад, затем под Фируджу, Гукеша и Эригайси – в конце прошлого!

Как обычно ФИДЕ просто объявляет шахматистам, что теперь будет так! А почему? Кто это решил, на каком основании, почему не просили мнение шахматного мира (хотя бы тех, на кого эти решения влияют напрямую), не имеет решительно никакого значения. Единственным спикером на этой поляне остается исполнительный директор ФИДЕ Сутовский, который «всегда готов выслушать альтернативное мнение», но его готовность к дискуссии абсолютно не влияет на изменение механизма принятия этих самих решений, их коррекции или вообще отмены.

Теперь по какой-то причине под раздачу попал и лишился прав вице-чемпион мира.

До сего момента никто никогда не подвергал сомнению право участника, проигравшего в матче за корону, получить законное место в турнире претендентов. Так было и в 1950-60-е годы, а при Ботвиннике поверженный чемпион и вовсе получал право на матч-реванш! Но ФИДЕ решила, что времена меняются и никто не должен иметь незаслуженную привилегию. Да, подготовка к матчу за корону, несомненно, помогала Ананду, а за ним и Непомнящему победить в ТП 2014 и 2022 годов. Но почему на основании этого вице-чемпиона мира надо лишать всего, особенно, если он упустил свой шанс войти в историю на условном тай-брейке?

Кажется, международная шахматная федерация в который раз пытается увести повестку в сторону! Вместо того, чтобы срочно решать вопрос о катастрофическом падении престижа классической короны – сыграл свою роль демонстративный уход Карлсена, а затем долгое «молчание» и резкое снижение результатов нового чемпиона мира, – она вдруг взялась за «переосмысление» роли вице-чемпиона и реформированием турнира претендентов.

Так ли уж это важно для мировых шахмат? Как обычно, ответ даст только время.