Кажется, еще никогда топ мирового рейтинга не был таким подвижным… Поэтому, чтобы не пропустить ничего важного, мы открываем новую рубрику «Топ-лист»! В ней будем отмечать главные взлеты и падения, обозначать текущие тенденции и делать смелые прогнозы.

В прежние годы февраль-март были «мертвыми» месяцами – сразу после веселья Вейк-ан-Зее обычно наступала длинная пауза, прерывавшаяся только поздней весной, ну а самыми бодрым считалось летние месяцы, когда соревнования шли один за одним. Но в 2024-м все по-другому, и градус напряжения не снижается с самого начала года. Так, на исходе зимы параллельно шли сразу три крупных соревнования, а если добавить к ним многочисленные европейские лиги, крупные онлайн-турниры, игровая активность просто зашкаливает.

Сразу оговоримся – здесь мы будем брать в расчет не календарный месяц с традиционным «обнулением» результатов в официальных рейтинг-листах ФИДЕ, но отрезки с наибольшей активности игроков… Поэтому наш первый выпуск посвящен двум последним неделям – где-то с 20-х чисел февраля, до начала марта, когда синхронно завершились Прага, Шенжень и «Аэрофлот-опен» в Москве. Перемен за эти дни и недели произошло о-о-очень много!

Любой рейтинг состоит из героев и неудачников. Но нынешние перемещения внутри топ-100 произвели прямо-таки тектонические сдвиги, поменяв взгляд на давно устоявшиеся нормы… Некоторые игроки в этот короткий период успели мощно передвинуться в обе стороны.

Итак, начнем с тех, кому начало весны 2024 года запомнится со знаком «плюс»:

1. Нодирбек Абдусатторов, Узбекистан. +21: 2744 (15) – 2765 (4). 12 партий: +8–1=3
2. Арджун Эригайси, Индия. +15: 2738 (21) – 2753 (10). 17 партий: +12–1=4
3. Амин Табатабей, Иран. +11: 2696 (41) – 2707 (30). 9 партий: +7–1=1

Главный ньюсмейкер начала весны, конечно же, Абдусатторов! Год назад Нодирбек едва не выиграл Вейк-ан-Зее, продемонстрировав свой невероятный потенциал, но затем у него по разным причинам произошел какой-то системный сбой, он не смог использовать ни одну из четырех попыток попасть в турнир претендентов… Да и рейтинг его, до этого росший как на дрожжах, опустился, – и конец года он встретил имея «на счету» меньше, чем было у него в феврале – 2727 против 2734. В Голландии узбек второй год подряд прибавил, прокачавшись до 2744, но кто бы мог представить себе, что будет потом! Для начала 2,5 из 3 в бундеслиге, а затем тотальное уничтожение всех соперников в Праге. Абдусатторов буквально в каждой партии шел напролом – он точно хотел доказать в преддверии турнира претендентов, что он на голову сильнее каждого, кто туда отобрался. С этого невероятного настроя его не сбило даже выглядевшее во многом случайным поражение от Прагнананды белыми в 6-м туре. Не случись его, результат Нодирбека мог вовсе мог оказаться космическим. Ему и так хватило 6,5 из 9, чтобы финишировать на 1-м месте с отрывом в 1,5 очка, но могло быть еще больше! Итого получилось +21 пункт за 12 партий. Если же считать с начала года – то +38 за 25.

На этом фоне перфоманс Эригайси, пробившегося в первую десятку и формально ставшего лучшим шахматистом Индии, выглядит чем-то малосущественным. Несмотря на его прорыв, Арджун по-прежнему выглядит каким-то пятым колесом в восточной телеге. Даже выступая во многочисленных лигах, он редко когда играет на 1-й доске. Благодаря этому он приносит своим товарищам по команде массу очков, как произошло в феврале, когда он «нарубил» в Израиле и Германии 9,5 из 10 против соперников существенно уступавших в силе. Но… очки не пахнут, а эта серия принесла ему около 10 очков, к которым он добавил еще 5 в Китае. Он мог бы сорвать в Шенжене куш и крупнее, но споткнулся о Бу Сянчжи, которого слишком уж хотел обыграть белыми. Индиец начал год с 2738, не входил даже в топ-20, теперь ситуация несколько иная. Он, как и Абдусатторов, не попал в цикл, так что может просто играть.

Свои поводы для гордости в последние две недели были у Прагнананды и Гукеша, в «живом рейтинге» касавшихся границы топ-10, сталкивая с нее Ананда, но если Рамешбабу остался примерно при своих, то Доммараджу в итоге даже потерял в Праге… Существенный подъем после провала в Вейк-ан-Зее обозначился у Магсудлу – он чуть ли не отыграл все потери, но концовка в Чехии не сложилась и его достижения выразились всего лишь в +4,3. Стерильный подъем на +7,6 обозначил Юй Янъи, но за последние десять лет он настолько приучил всех к тому, что его спуски и подъемы ничего не значат, так что не стоит обращать внимания.

А вот пройти мимо московского успеха Табатабея никак нельзя… Амин впервые поднялся до 2700+, став третьим иранцем, достигшего этой отметки. Да, в его игре нет той сумасшедшей страсти, что прорывается у Фируджи и Магсудлу, но… он превосходит более молодых коллег по спортивной составляющей, готов гнуть свою линию до конца. Вдуматься только, что ему в конечном счете удалось совершить в «Аэрофлоте» – начать турнир с поражения и закончить его с 7,5 из 9 возможных, последовательно сокрушив всех главных претендентов. Да, у него – лишь 2707, Табатабей заскочил лишь на 30-ю строчку, изрядно уступая даже 29-му, но лиха беда начало. Иранец долго шел к этому перевалу, – и останавливаться он не намерен.

Теперь – о тех, кому хотелось бы произошедшее забыть всё как страшный сон:

1. Гуджрати Видит, Индия. –20: 2747 (14) – 2727 (23). 9 партий: +0–3=6
2. Аниш Гири, Голландия. –17: 2762 (4) – 2745 (15). 7 партий: +1–3=3
3. Винсент Каймер, Германия. –14: 2738 (17) – 2724 (25). 12 партий: +3–4=5

Удивительное в этой истории то, что главные пострадавшие – Гири и Видит – близкие друзья, не исключено, что Аниш, так и не попавший в претенденты, будет (или планировал) помогать Гуджрати в Торонто. А тут оба, почти синхронно потерпели по три поражения подряд. Ни тот, ни другой ничего подобного в своих карьерах, особенно на высшем уровне, не испытывали… Похожими были и сюжеты: зевки практически на ровном месте. Из-за потери концентрации, недооценки соперников или просто в силу плохой формы, кто сейчас разберется?! Главное в этих происшествиях – их внезапность. Ни в одной из этих партий не было ничего необычного для Гири или Видита. Хорошая постановка дебюта, самая обычная борьба, ну а потом вдруг: раз – будто «выключили свет». И если индиец, судя по четырем стартовым ничьим, о победе в Праге особо не помышлял, то голландец как раз начал Шенжень с уверенной победы.

Провал Видита выглядит намного болезненней – мало того, что индиец потерял 20 пунктов и скатился на десяток позиций вниз, в каком моральном состоянии он поедет в Торонто? Он не выдержал напряжения на финише Вейк-ан-Зее, где отпал от борьбы за 1-е место, но те «+2», разумеются, не идут ни в какое сравнение с этими «-3». Впрочем, не стоит недооценивать и моральный аспект для Гири. Многие годы Аниш циркулировал внутри топ-10 – чуть выше или чуть ниже, но всегда рядом с первыми номерами, а тут – сразу 15-е. Да, чтобы вернуться на привычное место, ему достаточно прибавить каких-то 9 очков, но не подкосит ли голландца эта «длинная рокировка»? Ему уже 29, а он так толком и не успел побороться за корону, где больше нет Карлсена – единственного шахматиста, которого он действительно боялся.

Сильный удар по самолюбию получил и Каймер. Нет, не из-за того, что потерял 14 пунктов, в его ситуации они не имеют решающего значения. Гораздо хуже, что Абдусатторов, Прагга и Гукеш без обиняков указали уме на место, мол, «парень, ты хорош, но не одного с нами поля ягода». Его многолетний тренер Леко и западные комментаторы откровенно видели в немце «белую надежду», человека, который остановит нас шествие индийцев, а теперь и узбеков – он же явно проигрывает как раз в прямом соперничестве с ними… Кто знает, может, Винсент в ближайшие годы основательно поработает над собой, и сумеет сократить разницу, а пока что он им – не ровня. Причем, как в творческом, так и в чисто спортивном отношении.

Грустные мысли должны сейчас мучить Артемьева. Владислав в последние годы и так-то не часто получает шанс проявить себя, здесь же: приехал в Шенжень, и не показал решительно ничего. Ни яркости, ни нестандартности мы от чемпиона России не увидели, он оказался не лучше далеко не самых сильных китайцев, и набрал только на пол-очка больше Леко.

Еще одно разочарование ранней весны – Синдаров. Он приехал на «Аэрофлот-опен» одним из фаворитов, 3-м стартовым номером. А уехал – за два для до его окончания, потерпев два подряд поражения, лишившись 17 пунктов и места в «клубе 2700». Конечно, подобное может случиться с каждым, особенно если тебе 18. Тут главное – сделать правильные выводы!