Как в 2016-м пришло время Карякина, так в 2018-м – Каруаны… За пять лет в элите он успел переболеть всеми болезнями роста, почувствовать свои сильные и слабые стороны, уступив на финише в Москве, получил хоть отрицательный, но крайне полезный опыт в претендентах. К турниру в Берлине для американца буквально сошлись все звезды. Он был уже готов!

ЭКСПОЗИЦИЯ

Формально перед стартом у американца был только пятый рейтинг в турнире (2784), но уже было очевидно: ближайшие несколько или сколько ему понадобится лет он отдаст прорыву к матчу на первенство мира… После больших баталий с Анандом Карлсен оказался совсем не готов к жесткому прессингу со стороны Карякина, которого до этого он не считал серьезной угрозой, – и чуть было не потерял корону в матче с ним. Для Фабиано это был важный знак: если он сможет завоевать право на матч с Магнусом, подойти к нему в оптимальной форме, то это может стать отнюдь не безнадежным предприятием. Было заметно, что для норвежца праздник первых лет чемпионства обратился в мучительную процедуру защиты титула.

О том, что именно Каруана – главный претендент на победу турнира претендентов 2018 года говорили и перемены в его лагере. Уже год как он отказался от услуг Чучелова, который смог подхватить его на исходе юности и сделать вторым шахматистом мира, и приступил к работе с «тренером чемпионов» Касымджановым. Рустам помогал Ананду выигрывать титул в 2008, 2010 и 2012 годах, присоединился (пусть и на очень короткое время) к Карякину во время его похода на Карлсена… Если кто и знал, что надо делать, как трансформироваться Фаби чтобы превратиться не просто в соперника по матчу на первенство мира, а в человека, которому по плечу этот матч выиграть, то именно он! У Каруаны был перевес над своими соперниками по турниру претендентов уже потому, что у него Касым был, а у них его в Берлине не было.

Берлин 2018

Из остальной семерки у каждого были свои недостатки – у кого-то чуть более, у кого-то чуть менее заметные. Необходимость их решения по ходу дистанции отнимало силы, что не могло не отразиться на итоговом результате. Мамедьяров, а особенно Аронян, считали этот турнир своим «последним шансом». Одного это привело к крайне сдержанной, несвойственной для него игре, другого, как только он столкнулся с первой неудачей, – к потере самообладания, в результате чего он откровенно пошел в разнос. Крамник, который уже готовился сворачивать карьеру, творческую составляющую поставил откровенно выше результата, превратившись в эдакого Иванчука-2013, которого возможный выход на матч за корону не шибко и беспокоит. Грищук слишком много ставил на свою вторую попытку и, кажется, в конечном итоге не смог справиться с нервами, и перегорел. Со и Дин Лижэнь для возможной победы в претендентах были еще откровенно «сырыми». О Карякине же все в какой-то момент попросту позабыли – так случалось почти с каждым, кто отправился на прием к чемпиону, и вернулся ни с чем, – и против его воли сбросили со счетов. Сергей в свойственной ему манере постарался развеять это заблуждение, – и чуть было не преуспел, совершив в турнире невероятный камбэк.

СОСТАВ: КТО ОТКУДА?

По сравнению с Москвой новичков оказалось только двое: вслед за Каруаной подтянулись и Со с Дин Лижэнем. Китаец тогда был на пороге своей беспримерной серии из более чем ста партий подряд без поражений, а филиппинца отмечали как обладателя уникального стиля, к которому невозможно подобрать ключи (он, кстати, тоже отметился серией, пусть и не такой длинной). Попадание самого Фаби в турнир вообще не обсуждалось – ну, по рейтингу так по рейтингу… Номинантом организаторов (ею стала сама Agon) оказался Крамник – именно за него изо всех сил топили руководитель ФШР Филатов и экс-президент МОК РФ Жуков.

«Гран-при» ФИДЕ подарили место Грищуку и достигшему своего пика Мамедьярову. Победы обоих выглядели вполне привычными, отчаянный же прорыв Ароняна в Кубке мира показался подвигом. К тому моменту Левон исчерпал все возможные попытки попасть в претенденты, и играл в кубке как в последний раз… Кажется, на тай-брейке в полуфинале с Вашье-Лагравом за него болел весь мир. Армянский гроссмейстер чудом победил в «армагеддоне», затем, на радостях, во второй раз в жизни, завоевал и сам кубок, одолев в финале Дин Лижэня.

1. Шахрияр Мамедьяров (32 года), Азербайджан, 2809(2-й в мире) – Гран-при ФИДЕ
2. Владимир Крамник (42), Россия, 2800(3) – wild card
3. Уэсли Со (24), США, 2799(4) – по рейтингу
4. Левон Аронян (35), Армения, 2794(5) – Кубок мира 2017
5. Фабиано Каруана (25), США, 2784(8) – по рейтингу
6. Дин Лижэнь (25), Китай, 2769(11) – Кубок мира 2017
7. Александр Грищук (34), Россия, 2767(12) – Гран-при ФИДЕ
8. Сергей Карякин (28), Россия, 2763(13) – вице-чемпион

Берлин 2018

Турнир в Берлине стал вторым по среднему рейтингу участников – 2785,6 (это только на 0,9 хуже, чем в Лондоне и безусловным лидером по сумме сум участников в рейтинг-листе – 58 (в самом первом было 65). Выбор кандидата на матч с чемпионом мира все еще оставался клубом «для тех, кому за 30» (средний – 30,6), но такое произошло в последний раз.

ФАВОРИТ И ИНТРИГА

Первый же день задал тренд: никакой окопной борьбы, только вперед с открытым забралом! Побед сумели достигнуть сразу трое – Каруана, Мамедьяров, Крамник. А вот Карякин начал с поражения (в Москве он проиграл лишь раз), и его поспешили списать со счетов. Слишком рано для «министра обороны»! Чуть позже выяснилось, что он может позволить себе начать вообще с «-2», пережить чудовищный стресс, но все равно остаться в гонке до конца.

У других так не получалось. На Со поставили крест уже после двух стартовых поражений. На Ароняне – после разгромного поражения от Крамника… На секунду Владимир заставил всех думать о себе как о фаворите, ведь он еще никогда не стартовал так мощно – 2,5 из 3!

А после 4-го тура у него вполне могло стать и 3,5 из 4. Увы, безжалостное время отдало свой голос за его соперника Каруану. Фаби был невероятно заряжен: черными смелой игрой смог добился большого перевеса, вынудил экс-чемпиона расстаться с фигурой, но влез в цейтнот, напутал и все потерял и уже, казалось, готовился к сдаче… когда очередь зевать пришла его сопернику. Крамник, к явному разочарованию публики, пару раз проходил мимо решающих продолжений, пока, уже на флажке, не упустил сначала победу, а потом даже и ничью.

Берлин 2018

Эта партия не должна была стать решающей для исхода – все-таки впереди были 10 туров, – но она точно изменила настроение Крамника, его подход к игре. С ним произошла та самая метаморфоза, о которой он говорил перед стартом. Каруану же она убедила в правильности выбранной им стратегии: создать на доске столько борьбы, сколько было в его силах!

Выйдя на «+2», американец не стал форсировать события. Третью победу он одержал только в 7-м туре, окончательно отправив на канвас Ароняна. Тогда же со дна начал подниматься и Карякин, но пока лишь ушел с чистого последнего, отправив на него Со. В тот момент у Фаби в борьбе за первое место, казалось, оставался лишь один реальный соперник – Мамедьяров. Шахрияр играл непривычно скромно, он явно сдерживал себя и не давал эмоциям взять верх, недостаток остроты компенсируя большей точностью – «+2» по итогам первого круга.

Берлин 2018

Первая половина второго круга прошла в окопах: ни Каруана, ни Мамедьяров никак не могли развить свой успех. А затем – оба синхронно не проиграли в 12-м. Фаби – Карякину, который сумел за четыре тура (победы над Со, Крамником и Ароняном) сократить отставание от него в 1,5 очка. А Шахрияр – Дин Лижэню, который решил повторить ничейный подвиг Гири.

Берлин 2018

Поражение Каруаны вышло каким-то будничным, неотвратимым, словно бы Карякин изобрел рецепт как по заказу выигрывать у него белыми. Но гораздо важнее было то, что Сергей, как и в Москве, получил преимущество над Фабиано в случае возможного равенства очков у них. Несмотря на то, что Мамедьяров отставал лишь на пол-очка, в сознании публики он будто бы выпал из гонки, – и спор, кому выйти на Карлсена, вновь шел только между двумя «К».

Если в Москве американец не справился с напряжением, здесь выдал максимум возможного. Каруана выиграл обе оставшиеся партии: сперва у Ароняна, а затем еще у Грищука. Карякин в двух последних турах сделал две ничьи – все оставшиеся силы у него ушли на невероятный прорыв и выигрыш в личной встрече у Фаби. На Со и Динем их откровенно не хватило.

Справедливости ради, вплоть до последнего тура шансы на успех сохранял Мамедьяров (при любом дележе у него были лучшие шансы как против Каруаны или Карякина, так и против их обоих). В 13-м туре он победил Грищука, но с Крамником в 14-м не справился. «Серебро» не такой плохой результат в такой компании, но… в претендентах ценится только первое.

Берлин 2018

И оно досталось Фабиано Каруане, он победил с отрывом в целое очко – 9 из 14!

ГЛАВНАЯ ЖЕРТВА

Пожалуй, ни один из участников Берлина не подпадает под эту категорию – каждый получил согласно купленным билетам. Разве что для Ароняна ожидания слишком сильно разошлись с реальностью: он по привычке перед стартом ходил в фаворитах, а закончил турнир с «-5» на последнем месте. После такого провала Левон больше не пробивался в претенденты.

Неподъемной оказалась эта ноша и для Со. Уэсли и сейчас входит в элиту, имеет прекрасные результаты против всех ведущих игроков мира, поражая всех глубиной своей игры… Но после 2018 года он не проявлял никакого интереса к борьбе за первенство мира – это его просто не интересует. Одного раза филиппинцу хватило, снова перегружать голову он не хочет.

ТЕНЕВОЙ ГЕРОЙ

Конечно, Карякин! Его прорыв во втором круге в турнире-2018 может соперничать только с… его собственным прорывом в турнире-2014. В Ханты-Мансийске у Сергея было «-2» после 7-го тура, закончил же он на второй позиции, с +3–2=9. В Берлине россиянин достиг дна уже к 4-му туру, но с 7-го по 12-й выдал потрясающие 5 из 6, а итог оказался даже круче, чем в тот раз: +4–2=8. Более того, если доминировавшему Ананду прорыв Карякина ничем особенным не грозил, то Каруана, уступив ему в личной встрече, был в одном шаге от провала…

Ни один другой шахматист в турнирах претендентов не демонстрировал такой «живучести», какую показывал Карякин. Увы, этого оказалось мало, чтобы регулярно побеждать!

СКАНДАЛ/ИСТОРИЯ

Немало пересудов вызвало место проведения. Против столицы Германии никто не возражал, однако когда Agon сообщила, что сам турнира пройдет в… бывшем холодильном складе, еще на окраине города, официальные лица ФИДЕ начали переглядываться друг с другом.

Берлин 2018

Пресса разнесла идею с лофтом в пух и прах, но когда игроки и зрители увидели оформление залов, они сменили гнев на милость… Берлинцы ходили на туры из чистого любопытства, впервые в жизни получив возможность глядеть на шахматистов со 2-го, 3-го и даже 4-го этажа.

ЛУЧШАЯ ПАРТИЯ

На пресс-конференции перед стартом турнира экс-чемпион мира честно предупредил, что он предпочел бы, чтобы в Берлине зрители увидели Крамника-прагматика, но добавил: ему почему-то кажется, что вместо него будет Крамник-художник! И сдержал свое слово.

Его партии представляли собой удивительный микс, состоящий из глубоких, блестящих идей, тонких стратегических планов и фантастической тактики, вперемешку с ляпами и тяжелыми ошибками, приправленные изрядным количеством разрушающих логику цейтнотов…

Сильнейшее впечатление, конечно, произвела концепция черных из его партии с Ароняном – несмотря на натуральный разгром, который учинил ему Владимир, Левон битый час двигал фигуры по доске, пытаясь понять, в какой момент белые переступили роковую черту. Яркой выдалась его первая битва с Каруаной, партия с Динем, обе с Грищуком и т.д. и т.п.

Фантастическое впечатление оставили партии Гришука – например черными против Диня, в которой половина фигур стояла под боем. Как всегда против Каруаны отметился Карякин, на этот раз – тончайшей жертвой качества. Фаби ответил целой серией мощных партий, где его чисто ботвинниковский накат был проведен с удивительной последовательностью.

НАСЛЕДИЕ...

Впервые за долгие десятилетия со времен Фишера американский шахматист добился права бороться за корону. Каруана, который долго метался между США и Италией, но в итоге стал резидентов Сент-Луиса, всячески подчеркивал сей факт, после победной партии с Грищуком кутаясь в звездно-полосатый флаг. Довольный достижением своего протеже Рэкс Синкфилд открыл Фабиано почти неограниченные финансовые возможности подготовки к Карлсену, и тот чуть было не повторил подвиг Роберта Джеймса, уступив Магнусу лишь в рапиде.