Чемпион мира ФИДЕ 1999 года Александр Халифман не любит давать прогнозы. Считает, у него для этого недостаточно хорошо работает «чуйка», ведь логика далеко не всегда берет верх, когда дело касается такой тонкой материи как розыгрыш первенства мира…

Но для ChessOpen он сделал исключение, хотя и предупредил заранее, что «вряд ли скажет что-то новое». И так получилось, что условное интервью быстро перешло в обмен мнением, при котором взгляды любителя и профессионала в чем-то сходились, в чем-то оказывались диаметрально противоположными, но оставили большое поле для дискуссии. А, по-другому, наверное и быть не может. Особенно в такой удивительный момент шахматной истории, как сегодня… когда сильнейший игрок мира с нескрываемым интересом смотрит со стороны на всё происходящее, однако ни малейшего желания участвовать в этом не проявляет.

– Начнем с самого главного – с того, что в цикле первенства мира не участвует безусловно сильнейший игрок. Если задуматься, так это – полный абсурд. История шахмат помнит уход от дел Морфи и Стейница, смерть, Алехина и самоотречение Фишера, но мы никогда еще не оказывались в ситуации… когда лучший никуда не уходит, играет в свое удовольствие, и при этом сознательно отказывается от титула чемпиона. Как в такой обстановке можно всерьез воспринимать цикл розыгрыша первенства мира, не профанация ли это всё?
– Я не буду разводить глубоких философий на ровном месте. Ну вот так он решил, надо это принять. Уж точно это – не повод отменять чемпионат мира, называть профанацией.

– В чем корни этого «отказа»? Если капнуть, еще Полгар, будучи сильнейшей шахматисткой мира, отказалась от попыток стать чемпионкой. Потом от титула отказалась Хоу Ифань. Да, мотивация Карлсена другая – кажется, что он просто не хочет быть заложником ситуации и заниматься тем, что ему действительно нравится. Если вспомнить, даже Каспаров не был в полной степени революционером, он лишь боролся с ФИДЕ, но не с самой традицией. А тут – какой-то системный сбой… Может, чемпион мира и не нужен, как нет его в теннисе?
– Шахматный мир, так уж повелось, довольно консервативен, – и к слому традиций пока, как мне кажется, совсем не готов. Как пойдет дальше, будет видно… Традиция есть, и довольно древняя уже. В теннисе, если что, никогда такой традиции не было, но даже они добавили в календарь финальный турнир в конце года. А почему Карлсен на самом деле отказался от титула, может ответить только сам Карлсен.

– То есть первенство мира выглядит нормальным и без безусловно сильнейшего?
– Цикл первенства мира – это обычное соревнование, в котором Магнус не хочет принимать участие. К тому же, не будем забывать, что Карлсен, хотя скорее всего остается сильнейшим шахматистом мира, не то чтобы выигрывает все турниры подряд, да с отрывом. То, что он за последний год рейтинг в основном терял – это просто факт.

– Но, глядеть на то, как играет «чемпион мира» Дин Лижэнь просто стыдно…
– Это уже ерунда какая-то! Он выиграл матч на первенство мира в честной борьбе, и по делу. Это то, что действительно важно. Потом психологически и, возможно, физически Дин Лижэнь надломился. Это его личная драма, никакого стыда и позора здесь не вижу вообще.

– Но в целом ситуация выглядит странно – произошел какой-то полный переворот… Если при Карлсене каждый победитель турнира претендентов так и оставался претендентом, мало кто всерьез верил, что он снесет Магнуса. Теперь все наоборот: все в один голос говорят, что кто выиграет в Торонто, тот обязательно выиграет матч у Диня, – и станет чемпионом.
– Вот в этом совсем не уверен… Хотя, понятно, что у Диня период сейчас непростой.

– То есть по смыслу и содержанию ТП в Торонто ничем не отличается от предыдущих?
– По смыслу – отличия есть. Но, с другой стороны, и мотивации у участников много, а значит, содержание точно обещает быть интересным.

– Какие качества, на ваш взгляд, становились определяющими для предыдущих победителей, что они делали такого, чего не могли остальные. Было ли между ними что-то общее?
– Главным становились психологическая устойчивость, но не вообще, в принципе, а в нужное время в нужном месте. Мощная подготовка. В остальном больше разного, чем общего.

– Почему главный претендент (по крайней мере по рейтингу) смог выиграть только раз (и им стал Карлсен)? Все понятно: ответственность, преувеличенные ожидание и т.п. Но… один раз из семи? К слову, и 2-й по рейтингу тоже не выигрывал ни разу, чаще всего – 4-й!
– Во-первых, все турниры были довольно ровные по составу, без явных разрывов. Во-вторых, быть главным фаворитом – это традиционно избыточный психологический груз.

– То есть, опять все упирается в психологию? А можно ли в таком случае сказать, что турнир претендентов – это в какой-то степени уже немного матч на первенство мира?
– Нет, все же жанр совсем другой… Между матчем и турниром разница очень велика.

– Дважды, когда промежутки между матчем за корону и турниром претендентов были не так велики, побеждали те, кто уступал Карлсену – Ананд и Непомнящий. Кажется, что ни в 2014, ни в 2022 годах они просто задавили всех объедками с барского стола. Неужели подготовка под конкретного соперника может так эффективно сработать и против остальных?
– Подготовка и сам матч – это громадный опыт прежде всего. Может и помочь, конечно, но я точно не стал бы говорить прям о громадной форе. Тем более, что эти случаи «Ананд-2014» и «Непомнящий-2022» – они вообще очень разные, да и результаты были разными.

– Карлсен говорил про турнир претендентов, что здесь уровень агрессии и результативность выше, потому что борьба идет только за 1-е место. Многие, те же Ананд и Непо, говорили об обратном: важнее всего избежать поражений, «сбоев». Какая точка зрения верна?
– Тут каждый отвечает субъективно на свой вкус. Правы и те, и другие, и третьи…

– Насколько характер турнира определяет близость соперников по уровню игры? Посчитали сумму мест в рейтинг-листе на момент старта во всех турнирах претендентов. Удивительно, но самым «крутым» оказался Берлин-2018 – 58! А Лондон-2013 – только третий.
– Даже и не знаю, что здесь ответить. Эти турниры всегда сильные и ровные. На их характер, в первую очередь, влияет внутренний «сценарий» – уходит ли кто-то резко в отрыв с самого старта, начинает ли кто-то наоборот заплывать и тому подобные вещи. Понятно, что Торонто в этом плане может сильно отличаться от всех предыдущих турниров претендентов.

– Помнится, Каспаров перед Екатеринбургом-2020 возмущался – «большая швейцарка» как элемент цикла открыла путь в претенденты не топовым шахматистам… Он тогда говорил про Ван Хао. Тот действительно оказался «стрелочником» во втором круге. Теперь будет Абасов, который не идет ни в какое сравнение с ним. Китаец, к слову, был 14-м игроком в мире на тот момент, а азербайджанец – только 111-й. Как это может повлиять на турнир-2024?
– Комментировать Величайшего не стану. Что до Абасова, то Ниджат провел турнир жизни и заслужил успех. Мне кажется, его участие даже добавит определенную изюминку. Ясно, что фавориты будут стараться с ним брать 2 из 2. А вот что из этого выйдет, – увидим!

– Абасов точно обречен? Мысленно уже рисуешь ему большой минус и почему-то совсем, не кажется, что он кому-то подставит ножку. С другой стороны, удивило: по личным встречам с соперниками по Торонто у него всего лишь «-1» в 14 партиях. Такое чувство, что его заводит возможность сыграть с сильным партнером, но разница уж больно велика…
– Разница в классе существенна, но не так огромна. Я думаю, какую-то свою роль он в этом турнире сыграет. Какую именно, судить не берусь. Может стать «фактором икс».

– Кого вы поместите в нижнюю часть таблицы? Кажется, сюрпризы обязательно будут. Еще до Вейк-ан-Зее и Праги довольно высоко котировался Видит, но после того как он уступил Вей И в тот самый момент, когда решалась судьба первого места в Голландии, а потом еще утроил хет-трик в Чехии, его ставки упали почти до нуля… Тот самый психологический момент – как после такого он сможет вообще за что-то бороться против ровных соперников?
– Тут всё банально, никого своим ответом не удивлю. Ожидаю внизу видеть индийцев вместе с Абасовым. Хотя, возможно, один из молодых парней и выстрелит. Нет, не в плане победы, а в том плане, что будет бороться за. Кто конкретно из них, не знаю. Но не стану стопроцентно исключать из их числа и Видита. Он парень хоть и дерганый, но довольно яркий.

– Что, в Прагнананду с Гукешем совсем не верите? Их последние результаты…
– Да молоды еще. Опыта маловато, в том числе – игры в таких составах.

– А кто из них окажется выше? Почему-то кажется, что Гукеш сыграет лучше Прагги. Кажется, он такой «стойкий оловянный солдатик», который совсем не гнется от обстоятельств. Другой же выглядит куда более живым, человечным, что ли, склонным к рефлексии…
– Так глубоко я ребяток не изучал. Обоим, конечно, опыта еще не хватает. Совсем ведь дети! Опыт круговиков такого уровня и такого накала должен стать решающим… Вот от Фируджи в тот раз ждали подвигов, а он-таки посыпался, – и речь даже не о количестве очков.

– Согласны ли с разделением турнира условно пополам: на четверку бывалых и тех, кто ещё не был в претендентах? Со стороны не кажется, что у Фируджи явно больше шансов в борьбе за высокое место, чем у Прагги или Гукеша! Даже с учетом опыта Мадрида-2022.
– Нет, по-моему, у Фируджи все-таки поболе! Старт будет очень важен. Никого из индийцев в упор не могу представить первым. А Фируджу – могу. Но и последним, кстати, тоже.

– Теперь о Непомнящем. Если почитать российскую прессу, ему все пророчат третью победу, а если посмотреть на ситуацию объективно, то вообще непонятно, почему Яна записывают в фавориты? Если только не предположить, что он так специально копит силы, чтобы раз в два года выстреливать в претендентах – как в Голливуде порой специально делают фильмы «под Оскар»… При всей его огромной подготовительной работе, кажется, что подобная стратегия имеет свой «срок годности», и в его третье пришествие как-то не сильно верится.
– У Непомнящего определенное выгорание довольно заметно, это так. Но одновременно надо учитывать и то, что он знает и умеет эти турниры выигрывать… Шансов у него меньше, чем у главфаворитов, но никак не ноль. Опять же, старт будет крайне важен, как всегда.

– У него в 1-м туре Абасов – черными. Это хороший знак или плохой? Оба раза Непомнящий начинал как раз с победы черными: в 2020-м над Гири, в 2022-м над Дин Лижэнем.
– Вот и это – тоже! У него такой склад, что подобного рода счастливые приметы могут силы реально удесятерять. Не скажу, что от партии с Ниджатом зависит всё, но многое.

<>b– Карлсен выделяет Каруану и Накамуру как главных фаворитов… Поддерживаете? Кажется до некоторой степени комичным фактом, если Хикару в итоге станет чемпионом мира после того как пару лет назад он объявил о том, что больше не будет играть классику!
– Уж хотел бы быть оригинальным, но... факт есть факт. Два явных фаворита, у каждого свои плюсы, причем, мало совпадающие. У Каруаны это огромный объем знаний и тонкое чувство инициативы. У Наки здоровый прагматизм плюс масса игроцких качеств… Относительно его решения об уходе ничего не знаю, но пауза иногда бывает очень полезной.

– Чтобы убедиться в этом, достаточно посчитать, число турниров с классическим контролем, в которых американец сыграл вне рамок первенства мира. Ровно один за два года!
– Еще раз повторюсь: личный выбор каждого. Качество игры у него на уровне.

– А что с Каруаной? Нет ли опасений, что с ним может случиться что-то вроде того, что было в Мадриде, когда он с «+3», за семь туров скатился в «-1». Это все – нервы?
– Близость цели перегрузила… Не он первый, не он последний. Рецидив, исключать, конечно, нельзя. Психологическую устойчивость к плюсам Фабиано вообще отнести нельзя.

– Одним словом, выводы примерно такие же, как у Карлсена: Каруана и Накамура – главные претенденты на победу, Непомнящий и Фируджа – «темные лошадки», трое индийцев готовы преподнести сюрприз, с каким знаком, пока непонятно, Абасов – глухой аутсайдер.
– Я же предупреждал, что вряд ли смогу сказать что-то новое… В целом – всё так, но всегда могут быть нюансы, которые в состоянии полностью переписать наши ожидания.

– Какой результат может гарантирует победу? Будет вязкая борьба, в которой и «+3» хватит для первого места, или кто-то обязательно рванет далеко вперед?
– С прогнозами я всегда угадываю с точностью до наоборот. Цифры совсем не мое…

– И последнее: будет ли вам интересно следить за происходящим в Торонто? Может ли исход его повлиять на будущее шахмат или это будет просто интересный, сильный турнир?
– Я всегда с интересом слежу за сильными турнирами, но стараюсь при этом не вдаваться в сверхвысокие материи. Как этот турнир может повлиять на будущее шахмат вообще не готов представить. Разве что получится 17-летний претендент. Это будет нечто. Но я пока как-то не очень верю…

Следите на ChessOpen за партиями 1-го тура в мужском и женском турнирах претендентов-2024.